Контакты

Как отвечать на заведомо провокационные вопросы? Навык четвертый. Задавание вопросов

Одна из самых простых техник процессинга-это рекурсивное задавание вопросов. То есть задается один и тот же вопрос, или дается одно и то же указание, даже хотя на него уже получен ответ.

Рекурсия основана на следующих идеях:

Реакции исчерпываются, так сказать изнашиваются, если их снова и снова активизировать. Если при задавании определенного вопроса клиент получает неприятную эмоциональную реакцию, то если вопрос задавать снова и снова, интенсивность реакции будет постепенно спадать. Клиент устанет так реагировать. Конечно, если он выдержит это испытание.

Человек часто сначала дает общепринятые ответы на вопрос. Он может дать поверхностный ответ, принятый в обществе. Если вы будете продолжать требовать ответы на вопрос, то он будет вынужден копать глубже. И тогда мы получаем материал, который гораздо ценнее для целей процессинга, ответы из-под поверхности.

Повторная активизация одной и той же темы накапливается вплоть до какого-то порога. Если для вас что-то неприятно и оно будет вам снова и снова подаваться, то скорее всего вы будете чувствовать себя всё хуже и хуже. После определенного момента реакция сломается и вы прорветесь в другое состояние. В обычной ситуации вы вполне можете заставить источник неприятностей замолчать, но в сеансе вы можете перетерпеть это и реакция преобразуется во что-то более предпочтительное.

Если тема основательно раскрыта и получено все, что личность может о ней сказать или воспринять, то у личности в итоге останется более простая истина об этой теме. Это может быть ничто, тема может просто испариться. Или личность может прийти к осознанию того, что на самом деле происходит с этой темой. Или она может просто научиться видеть яснее, отбросив мусор.

Рекурсивное задавание вопросов-это довольно грубая техника. Если её решительно проводить, она может стать очень неприятной еще до того, как тема прояснится. Сначала нужна какая-то договоренность, что клиент пройдет эту технику до конца. Эта техника не из тех, с которыми любой может интуитивно согласиться. Ее нужно объяснить и клиенту нужно быть готовым придерживаться её до определенного результата.

Преимущество рекурсивного задавания вопросов в том, что его легко проводить. Есть всего один вопрос, или всего несколько последовательных вопросов, и они обычно подготовлены заранее. Фасилитатор просто задает вопрос, получает ответ, и тогда он снова задает тот же вопрос, но так как будто это совершенно новый и неожиданный вопрос. Фасилитатору нужно только заметить, когда из вопроса извлечено все, что возможно.

С помощью относительно простых указаний люди могут самостоятельно выполнять рекурсивные техники. Им можно дать список вопросов, которые скорее всего активизируют что-то стоящее, и можно научить снова и снова отвечать на каждый вопрос, пока что-то продолжает происходить.

Вы можете использовать рекурсивными техники разнообразными способами и с разной глубиной.

Лично я избегаю использовать рекурсивное спрашивание для того, чтобы пробиваться сквозь появляющиеся реакции. Это неприятно и дает непредсказуемые результаты, занимая непредсказуемое количество времени. Когда появляется что-то тяжелое, я предпочитаю перейти на самую подходящую технику.

Только в случае особенно застарелых и нежелательных эмоциональных реакций я могу подумать об использовании грубой силы рекурсивной техники для прорыва через порог.

Например, у клиента есть навязчивая потребность есть определенные виды пищи, которая до сих пор сопротивляется процессингу. В этом случае можно снова и снова давать клиенту то, что включает его навязчивое поведение. Например, если мы обнаружили, что включает реакцию симпатичная цветная картинка шоколада, то можно попросить клиента снова и снова вызывать такую картинку, всё больше увеличивая интенсивность реакции. Если аккуратно это делать, реакция будет всё усиливаться и в конце концов сломается. И тогда клиент уже не сможет вернуть эту реакцию. Картинка шоколада уже не будет вызывать автоматическую реакцию.

Я обычно использую рекурсивные вопросы в общем модуле, чтобы поднять на поверхность какой-то материал. Я делаю это не механически и я обычно видоизменяю вопрос по ходу работы. Но я занимаюсь одной определенной темой, например готовностью личности присутствовать или нет в определенных местах и ситуациях. Можно построить на основе этой темы два вопроса:

"Где ты готов быть?"

"Где ты не готов быть?"

Вам на самом деле не обязательно строить какие-то точные вопросы для проработки темы. Но они могут упростить работу фасилитатора, и эту технику может с пользой применять даже тот, кто не понимает, зачем задавать эти вопросы, и просто делает это механически.

Я использую вопросы такого типа, чтобы поощрить клиента полностью исследовать тему. Я использую их, чтобы получить от него новые, другие ответы. Я хочу, чтобы клиент проработал тему с многих сторон, воспринимая её по-новому и по-другому.

Если клиент перестает рассматривать тему и начинает давать однообразные ответы, я видоизменяю вопрос или меняю подход. Я продолжаю рекурсивное спрашивание только пока оно интересно для клиента. Если оно уже не интересно, я перехожу на что-то другое. Если тема раскрыта недостаточно, я перехожу на разновидность того же вопроса, только предоставляя другую точку зрения, чтобы поддерживать вовлеченность клиента. Если тема уже раскрыта и клиент извлек из нее что-то новое, то я перехожу к другой теме.

Если клиент выносит на обсуждение более конкретное явление, подходящее к известной мне технике, я обычно переключаюсь на эту технику. Например, если он говорит, что у него каждый раз при встрече с начальником возникает боль в животе, то я чаще всего нахожу происшествия, которые клиент может повторно пережить.

Рекурсивное задавание вопросов похоже на снятие слоев луковицы. Вы задаете вопрос и получаете самый внешний слой. Вы не удовлетворяетесь этим, а задаете вопрос снова и получаете следующий слой. Вы продолжаете это делать до тех пор, пока луковицы уже не будет или будет ясно, что внутри.

Ваши вопросы задаются не для того, чтобы получить правильный ответ. Они задаются для того, чтобы что-то происходило, в особенности для того, чтобы клиент всё больше смотрел и обнаруживал то, что забыл.

Если клиент дает каждый раз одинаковый ответ, "потому что он правильный", то вам нужно немного обсудит суть процессинга. Вы только теряете время, если клиент старается "правильно" отвечать на ваши вопросы. По правде говоря, неправильные ответы гораздо ценнее. Но нам на самом деле не нужны ни те, ни другие. Мы просто задаем вопросы, чтобы что-то происходило. Нам нужно извлечь как можно больше из каждого вопроса.

Каждый наш вопрос-это просто еще один способ сказать:

"Восприми, что здесь есть, и расскажи мне об этом!"

Было бы скучно, если бы мы всё время говорили это. Люди любят разнообразие, им нравится когда их развлекают, и им нравится, когда их хитростью вынуждают осознавать то, что они уже знают.

Преимущество использования многочисленных вопросов в том, что каждый из них скорее всего своим уникальным способом затронет тему. Вопрос соответствует чему-то в уме клиента, и поощряет его посмотреть на это так, как он иначе не посмотрел бы.

Так что один из надежных ресурсов фасилитатора-это способность выдвигать очень много разнообразных и неожиданных вопросов. Фасилитатор может придумывать их или у него может быть список хороших вопросов. Именно из этого в основном состоят наши общие модули. Обобщенные списки того, о чем можно спросить.

Второй ресурс в отношении вопросов-это способность извлекать всё возможное из каждого вопроса. Вам желательно "выдоить" из каждого вопроса как можно больше изменений. И самый простой способ делать это-снова задавать вопрос и получать разные ответы.

Начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.

4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.

6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования

Другие новости по теме:

  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 2. 3. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТА Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает о...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 2. КОНСУЛЬТАНТ 2. 1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ ТИРОВАНИИ В практике психологического консультирования и пси хотерапии ежедневно приходит...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 4. 1. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КЛИЕНТОМ Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание, даже если в этот день было много посетителей.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 4. 3. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Постановка вопросов Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Безусловное уважение клиента Под понятием "безусловное уважение" имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Использование тестов Вопрос о тестировании противоречив и является предметом таких же дискуссий, как и проблема постановки диагноза.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Чувства консультанта и самораскрытие Консультирование всегда требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс.
  • Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга Старр Джули

    Навык четвертый. Задавание вопросов

    Рис. 8. Задавание вопросов

    Их ответ заключен в вашем вопросе

    Способность задавать последовательно правильные вопросы настолько редка, что ее можно сравнить с талантом. На самом деле это навык, который может быть развит концентрацией внимания и практикой. В коучинге правильно сформулированный вопрос, заданный вовремя, может устранять барьеры, вскрывать хранилища спрятанной информации и побуждать к жизненно важным решениям. Иными словами, чтобы стать великолепным коучем, вы должны научиться задавать великолепные вопросы.

    Если коуч и его клиент подобны путникам, то вопросы коуча и его умение слушать – это луч света, который освещает их путь.

    Как же звучит правильно заданный вопрос? Ему присущи характеристики:

    Он простой;

    Он имеет цель;

    Он будет оказывать влияние, но не будет устанавливать контроль.

    Не усложняйте

    Просто сформулированные вопросы часто дают лучший результат, потому что клиент затрачивает усилие на обдумывание ответа, а не на попытку вникнуть в формулировку вопроса. Кроме того, простые вопросы часто «точнее попадают в суть» уже в силу своей прямоты. Нам необходимо поддерживать баланс между «прямотой» и взаимопониманием, и это возможно. «Умничать», когда задаешь вопрос, просто неумно.

    Сложные вопросы сбивают с толку отвечающего

    К сожалению, задать простой прямой вопрос не всегда получается само собой. Предположим, клиент говорит: «Видите ли, мне нужно зарабатывать больше денег – вот что важно». Коуч хочет понять мотивацию сказанного и задает один из следующих вопросов.

    Слишком сложный вопрос : «Когда вы обдумываете мотивацию, стоящую за этим, и причины, по которым хотите зарабатывать больше денег, к осознанию чего приводят вас эти размышления?».

    Это не самый лучший вопрос. Он довольно длинный и слишком сложный. Слушателя просят сравнить, проанализировать и «осознать» что-то. Кроме того, в вопросе содержится имплицированное указание прийти к какому-то «осознанию», как будто бы коуч знает ответ и хочет, чтобы клиент его нашел. В результате клиент может дать неверный ответ или, что еще хуже, вообще не дать никакого ответа, и тогда беседа станет напряженной и натянутой.

    Слишком «общий» вопрос : «Так что там с этим зарабатыванием денег?».

    И опять, не самый лучший вопрос. Он короткий, но при этом слишком «общий», неконкретный. Ответ на него может быть таким же расплывчатым: «Да не знаю, просто так думаю». Кроме того, в такой формулировке вопроса можно усмотреть второй смысл: говорящий «не прав» в своем стремлении заработать побольше денег. Формулировка сходна с той, которую обычно употребляют родители, обсуждая какую-то проблему с детьми: «Так что там насчет этого шума/плача/шумихи?» Повторюсь: когда мы заставляем собеседника чувствовать себя «неправым» в разговоре, мы начинаем терять взаимопонимание.

    Давящий вопрос «почему» : «Почему вы хотите зарабатывать больше денег?».

    Этот вопрос легко понять, на него легко ответить, но он содержит слово «почему», с которым сопряжены некоторые риски. Вопрос «почему» легко можно понять как просьбу оправдаться, доказать что-то. Когда собеседник чувствует такое давление, он легко переходит в оборонительную позицию и пытается сформировать логическую «оболочку», оправдывающую его стремление, например: «Ну, просто я так хочу; почему я должен довольствоваться той жалкой зарплатой, которую платят за эту работу?».

    Вопрос может стать ключом, открывающим дверь

    Лучший вопрос – это тот, на который клиент хочет ответить, потому что он прост и неагрессивен по тону. Кроме того, если вопрос задан правильно, он может выявить информацию, которая нужна вам обоим для продолжения разговора. Приведем правильно сформулированные вопросы.

    «Может быть, вы могли бы рассказать побольше о том, какое значение имеет для вас зарабатывание денег?». Это мягкий, уважительный вопрос, возможно немного общий, но он, скорее всего, позволит разговору двигаться вперед.

    «А что именно для вас важно в зарабатывании денег?». Это более прямой вопрос; его следует задавать мягко и при наличии хорошего взаимопонимания.

    «Значит, важны деньги – вы не могли бы мне рассказать побольше об этом?». Вопрос немного более обыденный, менее прямой, и все равно он легко достигнет цели. Если и нет, то уж наверняка сблизит вас.

    В коучинг-сессии просто сформулированный вопрос обеспечивает ровное течение разговора, поскольку клиент концентрируется на своих мыслях и отвечает без напряжения.

    Вопросы с целью

    Задавая вопрос кому-то или даже самому себе, мы всегда преследуем какую-то цель. Например, одни вопросы подразумевают получение информации, другие – направлены на то, чтобы повлиять на мышление адресата.

    В коучинге очень часто вопрос преследует обе эти цели (табл. 3).

    Таблица 3. Удачные коучинговые вопросы

    Понятно, что существует множество причин, чтобы задать вопрос, – слишком много, чтобы их здесь перечислять. Коучу важно определить, в каком направлении продвигать беседу, и затем задать вопрос, который бы соответствовал его решению.

    Иногда коуч задает вопрос, сам точно не зная, зачем он это делает. Если вопрос основан на опыте или интуиции коуча, это допустимо. Однако я бы посоветовала сделать это исключением, а не правилом. Если часто задавать случайные вопросы, не имея представления об их цели, беседа может принять очень странный оборот!

    Целостность цели

    Вопросы привносят в разговор многие положительные моменты: они создают ясность, помогают рассматривать разные точки зрения и проч. К сожалению, они же могут уменьшать возможность выбора, содержать скрытую оценку, ставить собеседника в оборонительную позицию, создавать ощущение давления на него. Важно, чтобы цель вопроса не была обусловлена сильным личным мнением. Например, клиент рассказал о своем желании перейти на новую работу, которая позволит ему больше зарабатывать, но которая связана с постоянными разъездами. Ранее клиент упоминал о том, что они с женой ожидают рождения первенца. Вполне логично будет посмотреть на то, как перемена работы скажется на семейной жизни клиента. Казалось бы, следующие вопросы задаются именно с такой целью:

    «Не будет ли это в данный момент немного несправедливо по отношению к вашей жене?»;

    «А вашей жене не будет трудно – ведь она как раз родит?».

    Оба вопроса содержат скрытое осуждение. Коуч выражает свое мнение, используя слова «несправедливо» и «трудно». Возможность для обсуждения последствий смены работы почти потеряна: клиент поставлен в оборонительную позицию, он вынужден оправдывать свое утверждение.

    Следующие вопросы сработали бы лучше, поскольку не содержат скрытого суждения:

    «Каким образом такое количество командировок повлияет на ваши домашние дела?»;

    «Кого еще затронет перемена вашей работы?».

    Открытые и более нейтральные вопросы побуждают клиента обдумывать свои мысли и подходить к пониманию ситуации. Это пример недирективного подхода, описанного в главе 2, при котором коуч стремится к тому, чтобы клиент сам находил неожиданные решения и извлекал опыт из ситуации.

    Влияние в противопоставлении контролю – управление свидетелем

    Задавая собеседнику вопрос, мы тем самым влияем на направление его мысли.

    Например, вопрос: «Какой отпуск был самым лучшим в твоей жизни?» заставляет вас обратиться мыслями в прошлое. И хотя в данном вопросе можно услышать имплицированное суждение о том, что у вас когда-то был самый лучший отпуск, в целом вопрос нейтральный, то есть он не указывает вам на то, как вы должны думать.

    Коллаборативный (недирективный) коуч старается поддерживать баланс между влиянием и контролем.

    Коллаборативный (недирективный) коуч старается поддерживать баланс между влиянием и контролем. Контролирующие вопросы сужают возможность выбора, содержат скрытое суждение или оказывают давление, заставляя человека дать «правильный» ответ. Возможно, в ситуации, когда время на поиск решения ограничено, такие вопросы правомерны. Но в большинстве случаев я бы не рекомендовала коучам использовать контролирующие вопросы. Они подавляют мысль и самовыражение, и коуч рискует пропустить информацию или ослабить взаимопонимание – или сделать и то и другое.

    В табл. 4. приведены примеры контролирующих вопросов, требующих «правильного» ответа.

    Таблица 4. Контролирующие вопросы


    Порицание собеседника

    Контролирующие вопросы имеют еще одну общую характеристику: они так или иначе порицают собеседника за его действия.

    «Порицая» или упрекая собеседника за его действия, мы создаем дистанцию между ним и собою, например: «Вам не кажется, что это было немного глупо?».

    Если коуч часто заставляет клиента чувствовать, что он был не прав, он рискует потерять взаимопонимание и ухудшить сложившиеся взаимоотношения.

    В табл. 5 приведены варианты нейтральных вопросов, предполагающих право выбора ответа.

    Таблица 5. Нейтральные вопросы

    Любой вопрос приобретает дополнительный смысл в зависимости от качества вашего голоса при произнесении вопроса.

    Вопрос можно сделать четче, холоднее, агрессивнее или «поддерживающим» с помощью тона голоса, теплоты и скорости речи.

    Повторите вопрос «Так что в этом было важного?» три раза, каждый раз меняя качество голоса, чтобы вопрос приобрел следующие характеристики:

    Сильная насмешка;

    Сарказм (закончите вопрос вздохом!);

    Искреннее любопытство, как будто ответ очень важен для вас.

    Вы заметите, что великолепный вопрос может быть погублен неверным тоном. Можно, наоборот, использовать правильный тон, задавая рискованный или неожиданный вопрос, – реакция, скорее всего, будет доброжелательной.

    Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

    Магазин вопросов и ответов (все ссылки дана на «Закон РФ „О защите прав потребителей“.Магазин, где я купила для мужа осенние ботинки, согласился мне их обменять на другой размер, но в данный момент в подсобках не было этой партии ботинок. Когда будет, неизвестно, что же

    Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

    Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

    Навык автоматизированное действие или операция.Навык (двигательный) – это приобретенная в результате обучения и повторения способность автоматически воспроизводить действие, оперируя внешними средствами (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и

    Из книги История цивилизаций мира [Методические рекомендации] автора Куренышева Екатерина Павловна

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    У матросов нет вопросов Название кинофильма (1981, режиссер Владимир Роговой), снятого по сценарию кинодраматурга Аркадия Яковлевича Инина

    Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

    40. Уловки, связанные с недобросовестным использованием вопросов и ответов Нередко полемисты прибегают к уловкам, связанным с недобросовестным использованием вопросов, и ответов. К ним относится, например, «ошибка многих вопросов». Оппоненту сразу задают несколько

    Из книги Обучение действиям в наступательном бою автора Гавриков Федор Кузьмич

    Из книги Салон цветов: с чего начать, как преуспеть автора Крутов Дмитрий Валерьевич

    Из книги Борьба с вертолетами автора Белов Михаил Ипатович

    3. Отработка вопросов борьбы с вертолетами на тактических занятиях и учениях Тактические занятия и учения служат хорошей школой совершенствования знаний и навыков командиров и штабов по организации противовертолетной борьбы и руководству ею, по совершенствованию

    Из книги Самое полное руководство по здоровой беременности от лучших акушеров и гинекологов автора Коллектив авторов

    5 ключевых вопросов Если вы сомневаетесь, кормить ли грудью, обдумайте такие вопросы:1. Что советует вам врач? Ваш врач будет сторонником грудного вскармливания, если только у вас нет проблем со здоровьем – некоторых болезней или необходимости особого лечения, – тогда

    автора Старр Джули

    Навык первый. Установление взаимопонимания Взаимопонимание – танец за кулисами коммуникацииОсновой всех коучинг-сессий является ощущение тепла и доверия между клиентом и коучем. С отличным коучем удивительно приятно беседовать. Рис. 3. Установление

    Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

    Навык второй. Различные уровни слушания Искусство слушания обычно неправильно понимается и недооценивается как навык (рис. 5). Я глубоко убеждена, что ему следует обучать в школе! Потенциальная польза от слушания, как для говорящего, так и для слушающего, не всегда

    Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

    Навык третий. Использование интуиции Интуиция в коучинге Интуиция – это способность, которая есть у всех и которую можно развить в навык. Иногда коуч может почувствовать недосказанность в разговоре и заинтересоваться тем, что фактически не было произнесено. Он может

    Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

    Оценка закрытых и открытых вопросов Гибкость, которую должен развивать в себе коуч, частично может проявляться в эффективном использовании открытых и закрытых вопросов. Закрытые вопросы требуют ответа «да» или «нет», а открытые позволяют получить больше информации,

    Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

    Навык пятый. Поддерживающая обратная связь Обратная связь как способ обученияОдной из замечательных особенностей коучинговых взаимоотношений является то, что они позволяют клиенту взглянуть на себя и ситуацию другими глазами, в том числе и глазами коуча. Коуч может

    Правила задавания вопросов клиентам

    По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

    1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

    2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

    3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.

    4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

    5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.

    6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

    Изменение поведения клиента

    1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

    2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

    3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

    4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

    5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи. Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании

    Правила задавания вопросов клиентам

    Начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

    1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

    2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

    3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.

    4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

    5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.

    6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

    Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования

    Понравилась статья? Поделитесь ей