Контакты

Учреждения начального общего образования. Образовательные учреждения и их типы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение

Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра: «Философии и истории»

Реферат на тему: «Образовательные учреждения и их типы»

Проверил:

преподаватель Тарасян М. Г.

Выполнил: студент гр. ШС-419

Посадских М. И.

Екатеринбург 2012

Введение

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Область образования в стране провозглашена приоритетной.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский (нерелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Типы образовательных учреждений и их организационная структура

К образовательным относят учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

Учреждения дополнительного образования взрослых;

Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

Учреждения дополнительного образования;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Учреждения дополнительного образования детей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Реализация общеобразовательных программ осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. образовательный дошкольный учреждение ребенок

Дошкольные учреждения - ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование включает три ступени. Они соответствуют уровням образовательных программ: начальное общее; основное общее; среднее (полное) общее образование.

Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным периодам развития ребенка: детству, отрочеству, юности.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом образовательного учреждения. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.

Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвоения основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обязательных предметов, охватывающих 75-80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобразовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофильные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получения образования выявляют следующие особенности:

Тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;

Создание прочных основ профессиональной ориентации;

Создание основ для осмысленного выбора будущей профессии молодежью;

Ориентация на социальный заказ.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования:

Начального (училища);

Среднего (техникумы, колледжи);

Высшего (институты, университеты, академии);

Послевузовского (аспирантура, докторантура);

Курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования. В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях:

Учебно-производственных мастерских;

Межшкольных учебных комбинатах;

Учебных участках (цехах);

В образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии;

В порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональнее образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях.

Высшее образование - образование, содержание которого ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, приобщения их к научно-исследовательской работе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование - это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант - это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитанников - для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - интернаты, детские дома- решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей открытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодействие носит цикличный характер). Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью. Учреждения дошкольного, общего образования, их основные виды. Учреждения дополнительного и специального образования. Характеристики авторских школ, этапы деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2010

    Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2012

    Изучение функций учреждений дополнительного образования, а также различий школьного и дополнительного образования. Формы организации досуга детей и развития их творческих способностей на примере клубной деятельности внешкольного учреждения г. Мозыря.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Анализ системы дополнительного образования детей и подростков в рамках их работы в направлении развития творческой личности воспитанников. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, их роль в становлении личности.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2013

    Государственные образовательные стандарты. Система показателей статистики дошкольного образования. Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области. Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Разъяснение критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, справочный материал, раскрывающий результативность работы школ. Требования к программе развития образовательного учреждения.

    методичка , добавлен 15.02.2009

    Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения. Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы. Обучающие программы для детей с нарушением зрения.

    научная работа , добавлен 08.01.2008

    Нормативно-правовая база по организации дополнительного образования детей на базе МОУ "Никифоровская СШ №1". Наиболее востребованные программы занятий. Показатели эффективности работы педагогов. Проблемы и перспективы развития дополнительного образования.

    статья , добавлен 18.10.2010

    Принципы государственной политики в области образования. Общие сведения об образовательных учреждениях, их основные виды и типология. Характеристика отдельных типов образовательных учреждений. Особенности учреждений дошкольного и общего образования.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования детей. Основные социально-педагогические технологии и методики, реализуемые специалистами учреждений дополнительного образования. Концепция модернизации российской системы обучения.

Введение

В настоящее время проектирование школьных зданий в нашей стране переживает новый этап развития. Появляются новые методы образования, школы корректируют учебные программы, добавляя новые предметы. При этом инновационный учебный процесс протекает в типовых зданиях, оставшихся от предыдущей социальной системы.

Появляется несоответствие учебного процесса и его материальной оболочки.

Реформа средней школы, вызывает необходимость создания более совершенных проектов общеобразовательных школ.

К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступеней обучения, гимназии, лицеи.

I ступень обучения – начальное общее образование (1–4 классы), II ступень – основное общее образование (5–9 классы), III ступень – среднее (полное) общее образование (10, 11 или 9–11 классы).

Начальная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе 3–4 года).

Основная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно, так и в составе средней (полной) общеобразовательной школы.

Средняя (полная) общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа Ш ступени, так и имеющая в своем составе школы I и П ступеней, (срок обучения – 2(3) года или 11 лет).

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы углубленного изучения одного или нескольких предметов (иностранный язык (языки), физика, математика (физико-математика), химия, биология (биолого-химия), литература, история, экономика и другие предметы). С 8-х и 9-х классов П ступени образования начинает осуществляться дифференцированный подход в работе со школьниками и постепенный переход на углубленные программы. Существует как самостоятельное звено (Ш ступень) или имеет в своем составе школу I или П ступеней образования.

Общеобразовательная школа-лаборатория. Общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы общего среднего (полного) образования и экспериментальные программы. Экспериментальные образовательные программы обеспечивают работу учреждения в инновационном режиме и на повышенном образовательном уровне, разрабатываются и реализуются при участии научных сотрудников, входящих в состав лаборатории. Школа-лаборатория имеет в своем составе три образовательные ступени. При необходимости включает в свою структуру дошкольное учреждение. Общеобразовательная школа-лаборатория может вводить начальную профессиональную подготовку.

Старшая профильная школа содержит 8–11-е, 9–11-е или 10–11-е классы с числом учащихся в классной группе – 20 учеников. Может быть многопрофильной или монопрофильной. Основными планировочными элементами, определяющими профильность школы, являются помещения практикумов, их назначение, число и площади определяются программами углубленного изучения предметов и соответствующей им педагогической технологии. По основным направлениям профилизации может быть принято от двух до нескольких практикумов.

Гимназия – общеобразовательное учреждение реализует обще-образовательные программы общего среднего (полного) образования, дает, как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование углубленного типа со знанием двух-трех иностранных языков. Гимназия может иметь в своем составе только П и Ш ступени образования. Срок обучения – 7(8) лет;

Лицей – общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дает обучающимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку, а также обеспечивает непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном Ш ступени образования, но может с 8–9 класса. Срок обучения 2(3) года или 4(5) лет.

Количество учащихся определяется исходя из демографического фактора и составляет: на 1 000 жителей – 110 мест в городах, до 180 – в поселках-новостройках. При этом максимальное количество учащихся в одной школе – 1 000 человек. Доступное расстояние от дома до школьного учреждения определяется так: для начальных классов – 15 минут пешком, для средних классов – 30 минут, для старших классов – 45 минут пешком.

Вместимость школьного здания зависит от общего количества ученических мест и количества классов.

Количество ученических мест в классах – не более 25.

Количество классов определяется различным соотношением потоков I, II и III ступеней обучения. Например, в средней школе, рассчитанной на три ступени обучения по одному классу на каждой из них, будет составлять 275 учащихся (т.е. один класс, умноженный на 11 лет, 11 классов по 25 человек в каждом). В школе с двумя параллельными классами на каждой ступени будет учиться 550 учащихся (22 класса по 25 человек). В школе с тремя параллельными классами – 825 учащихся.

В связи с этими данными предлагается следующая примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура (соотношение количества потоков начальной, неполной средней и средней школы).

Выбор типа школьных зданий зависит от ряда конкретных условий. Так, при равных условиях следует отдавать предпочтение зданиям большей вместимости, которые, как правило, экономичнее по стоимости строительства, эксплуатации и использованию территории. Кроме того, в них лучше можно организовать учебный процесс, развивая общешкольные помещения (производственные мастерские, спортивный комплекс и т.д.).

Настоящие методические указания составлены для разработки проекта общеобразовательной школы, включающей 11 классов обучения. Вместимость проектируемого здания – 550 или 825 учащихся (по 25 учащихся в каждом классе).

Цель разрабатываемого проекта – создание более совершенного объемно-планировочного решения здания школы, отвечающего требованиям современного учебного процесса и санитарно-гигиеническим нормам.

Объемно-планировочное решение

Школьные здания рекомендуется проектировать универсальными: тогда они могут использоваться и в качестве школы, и как лицей или гимназия. Высота школьных зданий – два-три этажа, на затесненных участках допускаются четыре этажа, в том случае, если на четвертом этаже не размещаются помещения начальных классов. Высота учебных помещений – не менее 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа. При этом необходимо учитывать следующие особенности: для 1...4 классов всех школ предусматривают классные помещения; для 5...9 классов неполных средних школ –классы-кабинеты и лаборатории; для 10, 11 классов средних школ – учебные кабинеты и лаборатории. (Приложение №2.)

Таким образом, в средней школе начиная с 4 класса вместо классных помещений предусматриваются специализированные учебные классы-кабинеты (математики, литературы и т.д.). Количество классов, учебных кабинетов и лабораторий определяется исходя из того, что все занятия проводятся в одну смену.

Помещения школьных зданий подразделяются на две обособленные группы: учебные и общешкольные. Рекреационный комплекс (форум), если он проектируется, занимает промежуточное положение.

Учебные помещения группируются в секции:

· для первых классов в секциях располагаются не более трех классных помещений со спальнями-игровыми (комнатами отдыха) и caнитарными узлами;

· для 2... 4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреационными помещениями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня;

· для 5... 11 классов в секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории, рекреационные помещения и санитарные узлы.

Общешкольные помещения: столовая, спортивный зал, актовый зал, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания, вспомогательные и другие – должны размещаться по возможности изолированно от учебных. Но в то же время они должны быть связаны с ними горизонтальными и вертикальными коммуникациями.

Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, их качественные характеристики во многом определяют качество учебного процесса. Учебный класс в общеобразовательной школе, рассчитываемый на размещение 25 учащихся, включает одно- или двухместные парты для учащихся и рабочее место для учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 3,3 м 2 на одного учащегося в первых классах, 2,5 м 2 на одного учащегося в классах для традиционных форм занятий и 3,0 м 2 в специализированных кабинетах и классах для групповых и индивидуальных занятий.

Форма и размеры класса зависят от рационального размещения столов и парт, достаточного освещения рабочих мест, а также от принятого конструктивного решения. Освещение столов и парт должно быть обеспечено прямым светом слева. Для мест, удаленных от окон, прямого света недостаточно, поэтому необходимо устраивать дополнительный подсвет через фрамуги в стенах, отделяющих класс от коридора, или верхний свет. Устройство классов удлиненной формы нежелательно, так как из дальних рядов плохо видно, Наиболее удобным считается класс квадратной формы, размеры сторон квадрата колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации.

Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего числа классных помещений.

В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух- или одноместные парты, или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.

Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стены класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая представлена как дверца шкафа.

Лаборантские комнаты (площадь 18 м 2) располагают смежно с соответствующими лабораториями со стороны демонстрационного стола и соединяют с ними дверями. Из химической лаборантской необходимо устраивать второй выход в коридор, на лестницу или другое смежное помещение. Между лабораториями и лаборантскими физики и химии следует устраивать вытяжные шкафы. В мастерских по изучению технологий труда площадь принимается, равная 7,5 м 2 на учащегося, в специализированных мастерских – 9 м 2 .

Типы классных помещений :

Для фронтальных форм ведения урока

Для групповых форм ведения урока

Для фронтально-групповых форм ведения урока

Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т.п.).

По форме рекреационные помещения могут быть двух типов – коридорного и зального. Зальное помещение более удобно. Рекреационное помещение коридорного типа должно иметь ширину не менее 4 м при одностороннем расположении классов и 6 м – при двухстороннем. Одна рекреация обслуживает 2... 6 классных помещений и принимается площадью 1,6 м 2 на одного учащегося.

Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством- форумом . (См. приложение № 4.)

Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции, раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако, устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.

Санитарные узлы проектируют из расчета: для мальчиков – один унитаз и 0,5 писсуара на 30 человек и один умывальник на 30 человек; для девочек – один унитаз на 20 человек и один умывальник на - 30 человек. Их общую площадь принимают из расчета 0,15 м 2 на одно ученическое место. Унитазы следует размещать в закрытых кабинах размером 0,8x1,0 м, разделенных перегородками-экранами высотой 1,8 м, не доходящими до пола на 20 см.

Информационно-технический центр школы – это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с техническими средствами обучения, относятся компьютерные классы, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека входит в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.

Помещения для трудового обучения – это учебные мастерские для мальчиков 4... 8 классов по обработке металла и дерева с инструментальным помещением при них, кабинет для девочек 4... 8 классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума 9... 11 классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.

Учебно-спортивные помещения – спортивный зал, раздевальня, душевые и уборные (раздельные для мальчиков и девочек), комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря. По заданию в школе может быть устроен бассейн.

Размеры и количество спортивных залов зависят от вместимости школ, типа школ, и определяются задачами обслуживания населения. Минимальные размеры спортивного зала – 18x15 м, высота 4,6–6 метров. Оптимальный зал – это зал размером 36x18 м, высотой 7,8 м для игровых видов спорта.

Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы. Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 метра. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.

Бассейн может быть с одной основной ванной размером 25х1,5 м (и более) и глубиной от 1,2 до 1,8 м или с основной ванной и ванной для обучения плаванию размером 10х6 м и глубиной 0,6...0,85 метра. Для бассейна и спортивного зала могут быть устроены общие раздевальные комнаты или отдельные, но важно, чтобы проход из раздевальных к бассейну был устроен через душевые.

Помещение культурно-массового назначения – это универсальный зал: для малышей и актовый зал. В крупных школах, при условии дифференциации учащихся на возрастные группы, возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить одновременно: для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельностью, проведения игр и т.д. Площадь такого зала должна быть размером 12x12 метра. При зале необходимо создать помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, и для киноаппаратной).

Актовый зал – киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; во внеурочное время – для проведения различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, а также для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 60 % общего количества ученических мест, а площадь – 0,7 м 2 на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены: эстрада (72 м 2), киноаппаратная (27 м 2), технический центр, радиоузел (48 м 2), уборная и умывальня.

В тех случаях, когда универсальный школьный зал предполагается использовать для проведения различных районных мероприятий, для жителей конкретного района, то рекомендуется это помещение выделять в отдельный блок с устройством вестибюля, включая гардероб. При этом блок зального помещения должен быть удобно связан с основными помещениями школы.

Столовая состоит из обеденного зала и кухонного блока. Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в три смены. При этом площадь зала определяют по норме 0,7 м 2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один умывальник на 20 мест в зале).

Кухонный блок включает в себя следующие помещения: кухню, овощной и мясорыбный цехи, моечную, охлаждаемую камеру, кладовую овощей и сухих продуктов, загрузочно-тарную, гардеробную, бельевую, душевую и санитарный узел персонала. Состав и площади помещений зависят от вместимости школы и от того, на сырье или на полуфабрикатах работает кухня. Размер площади может колебаться от 150 до 280 м 2 .

Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать в подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.

Вестибюли и гардеробы проектируются по-разному: единый вестибюль для всей школы с рассредоточенными гардеробами; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях. Площадь вестибюля с гардеробом и самообслуживанием принимают из расчета 0,3 м 2 на одного учащегося.

Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устроить один вестибюль с гардеробом, в крупной школе – отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.

Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета: два места на одно классное помещение.

В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б, и 1Г с тремя дверями; в I (кроме указанных подрайонов), II и Ш климатических районах – с двумя дверями, в IV климатическом районе – с одной.

Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, в связи с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью рационально размещать рядом с учительской.

Голосов: 0

В настоящее время при построении и эксплуатации локальных сетей (ЛС) образовательных учреждений (ОУ) сложилась непростая ситуация. С одной стороны, в соответствии с требованиями Министерства образования и Правительства РФ образовательные учреждения все шире должны внедрять свободное программное обеспечение, не отказываясь при этом от привычных программ компании Microsoft. То есть реально функционирующие ЛС ОУ будут гетерогенными - компьютеры ЛС будут функционировать под управлением разных операционных систем (MS Windows и Linux). Слабое знание операционной системы Linux вызывает определенные сложности построения таких сетей. С другой стороны, анализ существующих ЛС ОУ Санкт-Петербурга показывает, что они представляют собой достаточно пеструю картину: в большинстве своем ЛС - одноранговые, но есть и ЛС с выделенными серверами. Документация на ЛС практически отсутствует, что вызывает трудности при развитии ЛС для удовлетворения потребностей учебного процесса и процесса управления ОУ. Вопросы проектирования и развития ЛС мало знакомы ответственным за информатизацию ОУ. Ограниченный объем пособия и многообразность задач при построении ЛС не позволяют ответить на все возможные вопросы и решить все проблемы построения ЛС, но дают основные положения и подходы к типовому построению и эксплуатации ЛС ОУ. В приложении к пособию на компакт-диске представлены развернутые тексты статей авторов, дополнительный справочный и учебный материал, полезные программы для анализа и построения локальных сетей. Сборник ориентирован на учителей информатики, инженеров, обслуживающих ЛС, и административных работников ОУ, ответственных за информатизацию. Авторами статей являются специалисты с многолетним опытом администрирования локальных сетей образовательных учреждений.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

В настоящее время такой архитектурой ЛВС пользуются достаточно редко – в случаях объединения 3-5 компьютеров. Если планируется в ЛВС включить большее количество ПЭВМ, то тогда имеет смысл каждый ком- пьютер патч-кордом соединить с сетевой розеткой, а последнюю расшить UTP-кабелем категории 5е и соединить с патч-панелью в коммутационной стойке, в отдельном помещении (см. учебное пособие «Прокладка локаль- ной сети с использованием витой пары»). Затем расшитые порты на патч- панели соединяются патч-кордами с портами в активном коммутаторе, тем самым происходит соединение компьютеров рабочей группы между собой. Затем производятся все настройки, описанные выше (ТСР/IP). В одноранговых сетях также может возникнуть функциональная не- симметричность: одни пользователи не желают разделять свои ресурсы с другими, и в таком случае их компьютеры выполняют роль клиента; за другими компьютерами администратор закрепил только функции по орга- низации совместного использования ресурсов, что означает, что они явля- ются серверами; в третьем случае, когда локальный пользователь не возра- жает против использования его ресурсов и сам не исключает возможности обращения к другим компьютерам, ОС, устанавливаемая на его компьюте- ре, должна включать и серверную, и клиентскую части. В отличие от сетей с выделенными серверами, в одноранговых сетях отсутствует специализа- ция ОС в зависимости от преобладающей функциональной направленности – клиента или сервера. Все вариации реализуются средствами конфигури- рования одной и той же ОС. Одноранговые сети проще в организации и эксплуатации, однако они применяются в основном для объединения небольших групп пользовате- лей, не предъявляющих больших требований к объемам хранимой инфор- мации, ее защищенности от несанкционированного доступа и к скорости доступа. При повышенных требованиях к этим характеристикам более под- ходящими являются двухранговые сети (сети с выделенными серверами), где сервер лучше решает задачу обслуживания пользователей своими ре- сурсами, так как его аппаратура и сетевая операционная система специаль- но спроектированы для этой цели. 2. Сеть с выделенными серверами. Типы серверов 2.1. Сеть с выделенными серверами Сеть с выделенными серверами представляет собой структуру, пред- ставленную на рис. 5. 31 Рис. 5. Двухранговая сеть (клиент-сервер) Если выполнение каких-либо серверных функций является основным назначением компьютера (например, предоставление файлов в общее поль- зование всем остальным пользователям сети, или предоставление всем пользователям сети возможности запуска на данном компьютере своих приложений, или выполнение функции сервера, который осуществляет ре- зервное копирование важных в корпоративном отношении данных), то та- кой компьютер называется выделенным сервером. В зависимости от того, какой ресурс сервера является разделяемым, он называется файл-сервером, сервером приложений, сервером резервного копирования и т.д. Очевидно, что на выделенных серверах желательно устанавливать ОС, специально предназначенные для выполнения тех или иных серверных функций. Поэтому в сетях с выделенными серверами чаще всего использу- ются сетевые операционные системы, в состав которых входит нескольких вариантов ОС, отличающихся возможностями серверных частей. Например, сетевая ОС FreeNas семейства Unix имеет серверный вариант, оптимизиро- ванный для работы в качестве файл-сервера. Другим примером ОС, ориенти- рованной на построение сети с выделенными серверами, является широко у нас используемая операционная система Microsoft Windows Server Standart 2008 (2003) R2 в качестве сервера и Microsoft Windows XP (7) Professional – в качестве клиента. Оба варианта сетевой ОС – Microsoft Windows Server Stan- dart (для выделенного сервера) и Microsoft Windows XP (7) Professional (для рабочей станции) – могут поддерживать функции и клиента и сервера. Но серверный вариант Windows Server имеет больше возможностей для предос- тавления ресурсов своего компьютера другим пользователям сети, так как 32 может выполнять более широкий набор функций, поддерживает большее количество одновременных соединений с клиентами, реализует централизо- ванное управление сетью, имеет более развитые средства защиты. Выделенный сервер не принято использовать в качестве компьютера для выполнения текущих задач, не связанных с его основным назначением, так как это может уменьшить его производительность. Но, несмотря на это, в ОС Microsoft Windows Server Standart на серверной части имеется возможность выполнения обычных прикладных программ, то есть на сервере есть клиент- ская часть. В свою очередь на рабочих станциях под управлением Microsoft Windows XP (7) Professional присутствуют и серверные компоненты, позво- ляющие, например, осуществлять подключение к удаленному рабочему сто- лу, открывать доступ к своим открытым («расшаренным») ресурсам, под- держивают работу в доменах и т.д. То есть рабочие станции могут выполнять функции невыделенного сервера. Важно понять, что несмотря на то, что в сети с выделенным сервером все компьютеры в общем случае могут выполнять одновременно роли и сер- вера, и клиента, эта сеть функционально несимметрична: аппаратно и про- граммно в ней реализованы два типа компьютеров: одни, в большей степени ориентированные на выполнение серверных функций и работающие под управлением специализированных серверных ОС, а другие – в основном вы- полняющие клиентские функции и работающие под управлением клиент- ориентированной ОС. Функциональная несимметричность, как правило, вы- зывает и несимметричность аппаратуры – для выделенных серверов исполь- зуются более мощные компьютеры с большими объемами оперативной и долговременной памяти. Таким образом, функциональная несимметричность в сетях с выделенным сервером сопровождается несимметричностью и гете- рогенностью операционных систем (специализация ОС) и аппаратной не- симметричностью (специализация компьютеров). 2.2. Типы серверов Принято различать аппаратную и программную части сервера. С точки зрения аппаратной части, се́рвер – это мощный и высокопро- изводительный компьютер, который специализируется на обработке боль- ших потоков информации и может иметь несколько процессоров – от 2 до 8 и более, высокоскоростные SCSI HDD-диски, большой объем оперативной памяти 4-8-10 и более Гб, несколько LAN-интерфейсов, мощную систему охлаждения, источники питания с функцией горячей замены и т.д. С точки зрения программной части, се́рвер (от англ. to serve – служить) – в информационных технологиях программный компонент вычислитель- ной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по за- просу клиента (ПЭВМ), предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам. 33 Теоретически на одной единице аппаратного обеспечения (компьюте- ре) может одновременно выполняться произвольное количество серверов (за исключением серверов, конфликтующих между собой по ресурсам или их назначению). Все они будут делить между собой аппаратные ресурсы одного высокопроизводительного компьютера. Например, на одном сервере может быть поднят FTP-сервер, Web- сервер и Mail-сервер. Данный компьютер по установленному на нем про- граммному обеспечению выполняет услуги корпоративной почты, на нем расположен сайт и находится файлообменник для обмена информацией для пользователей из внешней сети. Как правило, каждый сервер обслуживает один или несколько схожих протоколов, и серверы можно классифицировать по типу услуг, которые они предоставляют, и по назначению. Рассмотрим предназначение основ- ных типов серверов. Универсальные серверы Универсальные серверы – особый вид серверной программы, не пре- доставляющий никаких услуг самостоятельно. Такие серверы предостав- ляют серверам услуг упрощенный интерфейс к ресурсам межпроцессного взаимодействия и/или унифицированный доступ клиентов к различным услугам. Универсальные серверы часто используются для создания всевозмож- ных информационных серверов, которым не нужна какая-то специфическая работа с сетью, – серверов, не имеющих никаких задач, кроме обслужива- ния клиентов. Например, в роли серверов могут выступать обычные кон- сольные программы и скрипты. Серверы сетевых служб Сетевые службы обеспечивают функционирование сети; например, серверы DHCP и BOOTP обеспечивают стартовую инициализацию серве- ров и рабочих станций, DNS – трансляцию имен в адреса и наоборот. Серверы туннелирования (например, различные VPN-серверы) и про- кси-серверы обеспечивают связь с сетью, закрытой маршрутизатором. Серверы AAA и Radius обеспечивают в сети единую аутентификацию, авторизацию и ведение логов доступа. Файл-серверы Файл-серверы представляют собой серверы, обеспечивающие доступ к общим (закрытым) файлам и папкам на дисковом массиве сервера. Прежде всего это серверы передачи файлов по заказу, по протоколам FTP, TFTP, SFTP и HTTP. Протокол HTTP ориентирован на передачу про- стых текстовых файлов. Файл-серверы могут передавать в качестве запро- шенных файлов и другие данные, например динамически созданные веб- страницы, картинки, музыку, видео и т. д. Есть серверы, позволяющие монтировать (подключать) дисковые раз- делы сервера в дисковое пространство клиента и полноценно работать с 34 файлами на них. Это позволяют делать серверы протоколов NFS и SMB. Серверы NFS и SMB работают через интерфейс RPC. Серверные решения Серверные решения – это готовые, аппаратно укомплектованные сер- веры, с предустановленной серверной ОС и/или пакеты программ, оптими- зированные под выполнение компьютером функций сервера и/или содер- жащие в своем составе комплект программ для реализации типичного на- бора сервисов. В качестве примера серверных решений могут служить Unix-системы, изначально предназначенные для реализации серверной инфраструктуры, или серверные платформы Microsoft Windows Server. Серверные (готовые) решения служат для упрощения организации ба- зовой ИТ-инфраструктуры, то есть для оперативного построения полно- ценной локальной сети в ОУ. Как правило, устанавливается серверная ОС, которая потом настраивается для решения конкретных задач. Причем вы- бор той или иной ОС определяется теми функциями, службами и сервиса- ми, для которых она более всего подходит. Компоновка отдельных сервер- ных приложений в решение подразумевает, что решение предназначено для выполнения большинства типовых задач; при этом значительно снижается сложность развертывания и общая стоимость владения ИТ-инфраструк- турой, построенной на таких решениях. По своему основному предназначению готовые серверные решения можно подразделить на: 1) серверы управления и обеспечения безопасности локальной сети (контроллер домена, антивирусный сервер, маршрутизатор); 2) серверы хранения данных (файловый сервер, сервер резервного ко- пирования, сервер баз данных); 3) серверы внешнего взаимодействия (сервер динстанционного обуче- ния, почтовый сервер, FTP-cервер, Web-cервер); 4) серверы специального назначения (серверы приложений, видеосерве- ры, сервер контроля и управления доступом, принт-серверы, факс-серверы); 5) серверы развлечений (серверы игровых приложений). Рассмотрим, как организовано взаимодействие основных серверов на платформе Windows в защищенной локальной сети. 3. Организация функционирования локальной сети на основе Windows-серверов В первую очередь следует отметить, что «…на основе Windows- серверов» означает то, что на платформе Windows построены основные серверные станции, управляющие локальной (LAN) сетью, отвечающие за её безопасность, индентификацию пользователей в ней, а не все серверы вообще. Грамотный инженеринг LAN проводится для оптимизации всех 35 основных задач, стоящих перед организацией. Серверные операционные системы должны подбираться исходя из их функциональности. Рассмотрим организацию построения и функционирования LAN-сети на примере локальной сети Регионального центра оценки качества образо- вания и информационных технологий, представленной на рис. 6. Рис. 6. Локальная сеть Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Основными элементами такой сети являются: 1. Внешние серверные станции (External Windows Servers). Выделен- ные серверы, находящиеся за пределами LAN-сети, имеющие постоянный диапазон внешних IP-адресов 82.137.164.1-6 для непосредственного выхода в Интернет. 2. Внутренние серверные станции (Internal Windows Servers). Выде- ленные серверы, находящиеся за межсетевым экраном (firewall), защи- щающим LAN от несанкционированного доступа; имеющие постоянную (статическую) IP-адресацию во внутренней сети, находящуюся в диапазоне 192.168.0.1-254; управляющие и обслуживающие данную LAN-сеть. 3. Отдельные ПЭВМ (клиентские рабочие станции) сотрудников ад- министрации, отделов, секторов (Department 1...N) под управлением Windows XP (7). 36 4. Компьютерные классы (Class room 1...N), оснащенные современны- ми ПЭВМ для проведения ЕГЭ, процедур аттестации и лицензирования, курсов повышения квалификации и др. задач под управлением различных ОС: Windows XP (7), семейства Unix, Mac OS и т.д. 5. Мобильные компьютерные классы (Mobile computer class) на ноут- буках типа Macbook, работающие через беспроводную точку доступа Wi-Fi на Apple Time Capsule, выполняющей также функции резервного копиро- вания информации с ноутбуков Macbook. 6. Периферийные сетевые устройства (Network devises) общего, раз- дельного использования. Устройства, имеющие сетевой интерфейс (имею- щие статический IP-адрес в LAN-сети), работающие в многопользователь- ском режиме. К ним относятся:  сетевые многофункциональные устройства;  сетевые принтеры;  сетевые сканеры. 7. Коммутационный шкаф (Switching case) с пассивным и активным сетевым оборудованием для коммутации и внутрисетевого взаимодействия всех компонентов LAN. Организация функционирования предусматривает обмен информацией между выделенными серверными станциями, клиентами, периферийными сетевыми устройствами, высокоскоростной выход в Интернет. Для обеспечения доступа на Web-сайты центра (Web server), пользова- ния корпоративной электронной почтой (Mail server), доступа к файл- обменнику (FTP server) для работы по программам динстанционного обу- чения необходим свободный доступ из Интернета всем заинтересованным пользователям. Поэтому такие серверные станции целесообразно размес- тить за пределами межсетевого экрана Firewall, присвоить им внешние IP- адреса, частично распарковать их DNSы на внешних серверах сторонних организаций, обеспечивая тем самым их безопасность. Для контроля коммутации к нескольким каналам разных интернет– провайдеров и управления электронными портами, к которым подключены внешние серверные станции, целесообразно установить внешний элек- тронный коммутатор со своим выделенным внешним IP-адресом. В нашем случае роль такого «умного» коммутатора (Cisco Ext) выпол- няет Cisco Catalyst 2950. К нему подключены все без исключения External Windows Servers, имеющие внешние IP-адреса, включая и наш маршрути- затор (Router). Его назначение рассмотрим далее. Следует отметить, что не все внешние серверные станции целесооб- разно строить на платформе Windows Server. Надо понимать, что эта самая распространенная платформа и дыры в ОС широко известны профессиона- лам в данной области. Поэтому FTP-сервер у нас построен на ОС Debian с ядром Linux. 37 Целесообразно Web-сервер и сервер электронной почты E-mail-сервер объединить в рамках одного устройства и построить их на ОС FreeBSD или на OC Ubuntu Linux Server семейства Unix. Настройка и возможности этих серверов превосходят аналогичные на платформе Windows. На нашем Web- сервере размещается сайт ege.spb.ru и корпоративная почта. В качестве ПО сервера динстанционного обучения (External Windows Servers) используется Moodle. Moodle написан на PHP с использованием SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и др. В каче- стве БД используется ADOdb XML). Moodle может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM. Сервер динстанционного обучения также использует стационарный внешний IP-адрес и имеет свой именной индентификатор. Для управления LAN-сетью и обеспечения её безопасности важную роль играют серверные станции управления. Они защищают важную кор- поративную информацию от НСД как внутри сети, так и от проникновения из Интернета и составляют основу выделенных внутренних серверных станций. К таким серверам в первую очередь относится главный сервер органи- зации – контроллер домена, в основе которого лежит интеллектуальная служба каталогов Active Directory. Контроллер домена на базе Active Directory (AD) позволяет централи- зованно администрировать все ресурсы, включая пользователей, файлы, периферийные устройства, доступ к службам, сетевым ресурсам, веб-узлам, базам данных и так далее. AD поддерживает иерархическое пространство имён для учётной информации о пользователях, группах и компьютерах, а также о других каталогах, что в конечном счёте позволяет снизить админи- стративные издержки, связанные с поддержкой нескольких пространств имён. AD позволяет использовать единую точку администрирования для всех публикуемых ресурсов. В основе AD используется стандарт именова- ния X.500, система доменных имён – Domain Name System (DNS) для опре- деления местоположения, и в качестве основного протокола используется Lightweight Directory Access Protocol (LDAP). Кроме этого контролер доме- на осуществляет автоматическую раздачу IP-адресов через DHCP-сервер, ведет учет статических IP-адресов серверных станций, соответствие их именам через DNS-сервер и выполняет ряд других функций. Настройка контроллера домена на базе ОС Windows Server 2003 Stan- dart Edition (все до создания резервных копий – back up) подробно описана в приложениях к учебному пособию «Установка и настройка контроллера домена на WinServer 2003». Настройка контроллера домена на базе ОС Windows Server 2008 R2 Enterprise Edition с настройкой основных функций брандмауэра Windows 38 подробно описана в приложениях к учебному пособию «Установка и на- стройка контроллера домена на WinServer 2008». Для ПЭВМ или другого любого LAN-устройства контроллер домена по DHCP в автоматическом режиме выдает ему динамический IP-адрес в том случае, если в свойствах подключения по локальной сети ПЭВМ, в свойствах протокола Интернета TCP/IP установлен переключатель «Получить IP-адрес автоматически». Это означает, что любой компьютер пользователя не потре- бует дополнительных сетевых настроек для работы в данной сети. Для входа в сеть с доменами с ПЭВМ проводится проверка имени пользователя и пароля. Если такое имя пользователя и пароль существуют в AD, то пользователь входит в домен, а если нет, то вход закрывается и ОС не пускает пользователя в сеть. Если пользователь входит не в домен, а на свою ПЭВМ, то такой компьютер попадает автоматически в рабочую группу Workgroup. Он может работать на своем компьютере локально, вы- ходить в Интернет, так как получил свободный IP-адрес по DHCP от кон- троллера домена, но без авторизации в AD он не сможет работать с общими ресурсами LAN-сети на правах пользователей домена. Например, заходить в общие («расшаренные») папки на File Server и т.д. Вторым важным сервером управления является маршрутизатор, или роутер (Router). Главной функцией маршрутизатора является защита внут- ренней LAN-сети и её ресурсов от проникновения извне. Он выполняет функцию Firewall, но при этом рядовые пользователи (users) свободно вы- ходят в Интернет для решения служебных задач, отправки почтовых сооб- щений, сбора информации и т.п. Основными задачами маршрутизатора при передаче пакета внутрь LAN-сети являются:  принять пакет;  найти клиента (компьютер), на которого следует этот пакет или сле- дующий маршрутизатор по маршруту к нему (в таблице маршрутов);  передать пакет или вернуть ICMP-сообщение о невозможности его доставки по следующим причинам: – назначение недостижимо (Destination unreachable) – у пакета кон- чилось «время жизни», прежде чем он достиг места назначения; – хост недостижим (Host unreachable) – компьютер или следующий маршрутизатор выключен или не существует; – сеть недостижима (Network unreachable) – маршрутизатор не имеет маршрута в сеть назначения;  если пакет не может быть доставлен по причине перегрузки маршру- тизатора (или LAN-сети) - отбросить пакет без уведомлений. Маршрутизация может быть настроена на платформе OC Windows Server 2003 (2008). Для этого необходимо выделить отдельную ПЭВМ под сервер и произвести соответствующие настройки. На практике удобнее ис- 39 пользовать аппаратно готовые маршрутизаторы с интуитивным графическим Web-интерфейсом под управлением своей ОС. Это экономит лицензии Windows и собственно целый компьютер, который целесообразно использо- вать для других важных задач. Поэтому в рамках этой главы мы не будем рассматривать алгоритм настройки маршрутизатора на платформе Windows Server. Следует только отметить, что маршрутизатор должен иметь минимум две сетевые карты и два настроенных протокола TCP/IP как для внешней интернет-сети, так и для внутренней LAN-сети, которые должны быть опи- саны при настройках в контроллере домена. Более того, маршрутизатор через свой IP-адрес внутренней LAN-сети является шлюзом для всех компьютеров локальной сети, через который они выходят в Интернет. В нашем случае роль маршрутизатора выполняет аппаратный маршру- тизатор Cisco 2811-SEC/K9 под управлением своей ОС IOS. Достоинствами данного роутера является его возможность соединять LAN-сети, находящие- ся на удаленных площадках центра, в других районах, по VPN (Virtual Private Network)-туннелю и поддерживать шифрование передаваемых данных по протоколам IP Sec. Тем самым обеспечивается объединение территориально разбросанных, удаленных LAN-сетей в единую локальную сеть центра. Ап- паратные функции и уникальность встроенной ОС особенно важны, так как именно маршрутизатор в первую очередь подвергается сетевым и вирусным атакам, попыткам «доброжелателей» прорваться внутрь LAN-сети. Третьим сервером управления и контроля LAN-сети является антиви- русный сервер. При большом количестве выделенных серверных станций, периферийных устройств и ПЭВМ-пользователей в LAN-сети он имеет большое значение, так как блокирует распространение вирусов и других угроз по сети от хоста к хосту. Кроме того, он поддерживает архитектуру клиент-сервер, облегчая тем самым развертывание антивирусных клиентов на ПЭВМ-пользователей и их обновление. Практически все известные про- изводители антивирусного ПО как у нас, так и за рубежом имеют готовые серверные решения. В LAN-сети РЦОКОиИТ антивирусный сервер развер- нут на отдельном сервере, на платформе Windows Server 2008 R2 и постро- ен на ПО Symantec Endpoint Protection ver. 11.0 I/O basic. Важной группой серверных станций, обеспечивающих хранение, вос- становление и работу с важной структурированной корпоративной инфор- мацией, являются серверы хранения данных. К ним относятся файловый сервер (File server), сервер резервного копирования (Back Up server) и сер- вер баз данных (Database server). Все они имеют статическую внутреннюю IP-адресацию в LAN-сети и именные идентификаторы в AD. Файловый сервер построен на ОС Windows Server 2003 SP3. Через до- полнительный контроллер к нему подключена внешняя корзина HP Storage Works Bay 14 ULTRA320 SCSI емкостью 2 Тб. Специальной настройки серверная ОС не требует; она необходима для одновременной работы на 40

Понравилась статья? Поделитесь ей