Контакты

Вариант 8 русский язык егэ. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Вариант8

Вариант 8 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, - колючки. (2)<...> они помогают растени­ям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Север­ной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно приле­гающие - спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые - создают, подобно жалюзи, тень, а нек­тар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3) Также колючки помо­гают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

Учебные летние, семестровые и летние программы обеспечивают примерно 20 часов в неделю обучения в классе по русской грамматике, фонетике, разговорам и культурным исследованиям в Московском международном университете, Российском государственном педагогическом университете в Санкт-Петербурге.

Контекстные курсы по аккредитации областных исследований предлагаются по таким предметам, как русская литература и история, политология и современное российское общество. Все курсы преподаются на русском языке экспертным факультетом с опытом обучения иностранных студентов.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушли­вых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.

2) Острые и растопыренные колючки защищают растения от поеда­ния животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.

Один день в неделю академической программы отведен для местных культурных экскурсий. Экскурсии и путешествия включают в себя такие крупные достопримечательности, как художественные галереи и церкви, но также включают пункты назначения с проторенной дорожки. Учащиеся также участвуют в расширенных региональных исследованиях за пределами своего города-хозяина.

Участники имеют возможность жить с принимающими семьями или в университетских общежитиях. Принимающие семьи предоставляют частные комнаты и привлекают студентов к разговору и культуре. Все участники получают по два раза в день. Американские советы проводят информационную ориентацию перед отъездом в Вашингтоне, округ Колумбия, и ориентацию на страну по прибытии каждой группы. Для оказания помощи участникам за границей доступны постоянные директора-резидент-резиденты. Кроме того, участники получают всестороннюю медицинскую помощь за рубежом. продолжительность программы.

3) Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам вы­жить в засушливых областях Америки.

4) Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.

Американский совет, учебный год и летние программы максимизируют лингвистическое и культурное погружение в российское общество. Все программы имеют около 20 часов в неделю обучения в классе; примерно шестнадцать часов которых посвящены изучению русского языка. Студенты размещаются в соответствии с уровнем владения навыками в группах от трех до пяти для языковых классов. К основным курсам русского языка относятся русский разговор, фонетика, русская грамматика и лексические исследования.

Все курсы проводятся у принимающего университетского факультета с большим опытом преподавания русского языка как иностранного для американских студентов. Факультет в наших университетах-партнерах также посещает регулярные семинары по развитию, спонсируемые Американскими Советами и во главе с экспертами Университета США по русскоязычной педагогике. Недавние семинары касались американской академической культуры, американской идеи образования в области гуманитарных наук, обучения, ориентированного на учащихся, и коммуникативных стратегий обучения.

5) Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, кото­рым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поеда­ния животными, от перепадов температур, а также создают тень.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это - слово (сочетание слов).

Студенты академического года и семестра в Москве и Алматы имеют возможность проведения аудиторных занятий в принимающем университете. Эта функция в значительной степени зависит от университетских графиков и готовности отдельных преподавателей для размещения американских студентов, чьи расписания могут потребовать досрочного завершения занятия. При указании директора-резидента каждый отдельный студент несет ответственность за определение жизнеспособного класса и получение разрешения от инструктора для участия.

Участники академического года с передовыми российскими навыками могут заменить независимый исследовательский проект для одного из курсов изучения американских советов, продолжая свои языковые курсы в течение второго семестра. В то время как американские советы не организуют официальные стажировки из-за краткости программы, летним участникам предлагается проявлять волонтерские возможности. Стажировки значительно зависят от уровня владения русским языком и потребностей организации. Стажировки неоплачиваются и не кредитоспособны, поэтому Американские советы настоятельно рекомендуют учащимся проходить стажировки и общественные работы в областях, представляющих интерес для Американские советы спрашивают, что студенты реалистично оценивают свои временные обязательства за границей, чтобы максимально использовать опыт стажировки или общественных услуг.

Следовательно, Именно Хотя Иными словами, Зато

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствую­щую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1) Крупная административно-территориальная единица. Москов­ская область.

Участники последовательно оценивают свои стажировки и общественные работы как предметные и ценные; многие бывшие ученики сообщают, что их внеклассный опыт дал им уникальную информацию о обществе принимающей страны и русском языке, а также о глубоком чувстве личного удовлетворения.

Участники программы недавно прошли стажировки в следующих организациях. Петербургский торговый центр, Институт содействия социальным инициативам, Государственный комитет культуры Санкт-Петербурга. Один день недели академической программы отведен для поездки на местные сайты социального, культурного и исторического значения. Все экскурсии проводятся на русском языке и включают такие сайты, как музеи, церкви, школы, исследовательские центры, муниципальные офисы и исторические поместья.

2) Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая об­ласть науки.

3) Часть страны, территории. Северные области Европы.

4) Отдельная часть организма. Боли в грудной области.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

Примерно в середине семестра директора-резиденты организуют недельную экскурсию по региональным исследованиям за пределами города-хозяина. Для летних участников эти региональные полевые исследования проводятся в конце их программы. Ориентационные занятия касаются здоровья и безопасности, академической культуры, жизни принимающей семьи, культурного шока, стратегий максимизации языковой выгоды и ключевых выражений выживания на русском языке. Студенты размещаются в трехместных номерах в центре города, в нескольких минутах ходьбы от офиса американских советов в Вашингтоне.

слИвовый клалА сОгнутый вручИт надОлго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Все растущие вокруг кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными ВОДЯНЫМИ жемчужинами.

В этом году сборная школы по футболу ВОСПОЛНИЛАСЬ двумя но­выми игроками - учениками одиннадцатого класса.

Проживание и питание предоставляются. Участники программы могут проживать в общежитии университета или в принимающей семье. Большинство участников Американских Советов выбирают вариант семьи хозяев. Все принимающие семьи предоставляют частные номера, телефон и ключи для своих американских гостей. Принимающие семьи также предоставляют два приема пищи в день. Жизнь с принимающей семьей погружает участников программы в повседневную местную жизнь, предлагая некоторые из удобств дома. Принимающие семьи также предоставляют участникам аутентичный, современный язык и культуру в неформальных социальных условиях.

Сначала необходимо ВЫДЕЛИТЬ заархивированный файл, а затем перейти в режим просмотра архива с помощью кнопки «просмотр».

Тяжёлые, ГЛИНИСТЫЕ почвы, пониженные участки рельефа, тор­фяники непригодны для выращивания войлочной вишни.

Скамейка - незаменимый атрибут в дизайнерском решении при оформлении территории, ведь на красивой, удобной, ДОБРОТНОЙ скамейке всегда приятно отдохнуть.

Все принимающие семьи проверяются, выбираются и контролируются координаторами пребывания на родине Американских советов и директорами-резидентами. Студенты могут изменить свои жилищные условия во время программы, хотя для этих корректировок требуется некоторое время для завершения.

Источники финансирования американских советов

Все кандидаты на программы американских летних, семестровых или академических заездов в Американском совете имеют право на получение частичных стипендий. Участники, имеющие право на участие, должны проявлять твердую приверженность преподаванию русского языка в университетах или школах К-12, или применять свои языковые навыки в правительстве, международном развитии или в других профессиональных областях.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы.

6. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСОТЫЙ посетитель ГЛУБОЧАЙШИЙ в мире БОЛЕЕ ШИРОКО

ИХНИЕ заботы молодые ИНЖЕНЕРЫ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Федеральные источники финансирования для обучения за рубежом

По завершении семестра за границей, участники, которые получили финансирование Фулбрайт-Хейс, как ожидается, проведут информационно-пропагандистскую деятельность в США, чтобы продвинуть российское обучение в более крупное сообщество. Обратите внимание, что все участники должны пройти предварительную поездку в Вашингтон, округ Колумбия, за два дня до вылета.

Ниже приведены разбивки по расходам по программам на предстоящий год

Предметы, не включенные в стоимость программы

Вы хотите изучать языки и делать это бесплатно? Изучение языков бесплатно доступно с помощью Интернета сегодня. Мы живем в глобализированном и оцифрованном возрасте знаний и можем общаться с людьми по всему миру всего за несколько кликов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)Студенты-дипломники Веймарского универси­тета создали компьютер­ный проектор, который показывает как кино­фильмы, а также теле­передачи на любой по­верхности.

Б)Создавая пейзажные за­рисовки, художниками запечатлевается красота России.

В Интернете есть информация о любой возможной теме, независимо от того, насколько она доступна, свободно. В то же время, однако, здесь есть проблема. В сети так много информации, что трудно найти именно то, что вы ищете. Поэтому трудно найти правильные и хорошие ресурсы для онлайн-обучения языку.

В этом посте вы узнаете все ресурсы, которые помогут мне тогда и сегодня в изучении языка. Таким образом, вы спасаете себя утомительным поиском и выбором. И, самое главное, эти ресурсы бесплатны. Это сэкономит вам время и деньги. Существует множество бесплатных подкастов для изучения языка. Их можно удобно слушать между и везде. Они варьируются от подкастов для учащихся-языковедов до подкастов для носителей языка.

В)Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы дру­гих.

Г)Благодаря антибиотиков многие заболевания пе­рестали быть смертельно опасными для человека.

Д)Рука гравёра с инстру­ментом, как правило, двигается мало: лежа­щая на специальной по­душке, перемещается пластина

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

Подкасты для начинающих представляют вас шаг за шагом на язык. Есть также много подкастов, которые полны прохладной и свободной музыки. Вот некоторые другие рекомендуемые подкасты для изучения языков.

  • Однако авторы говорят довольно медленно и легко понятнее.
  • Сложные слова объясняются и излагаются.
В дополнение к подкастам, конечно, есть ряд аудиокурсов, которые обычно схожи по структуре. Например, на этом сайте вы найдете подборку бесплатных аудиокурсов для английского, испанского, французского и итальянского языков.

Вы можете зарегистрироваться здесь для бесплатного курса английского языка. Затем вы получите регулярные 5-минутные аудио уроки по электронной почте. Другая возможность - улучшить свои языковые навыки с музыкой. Диалоги на иностранных языках: на этом канале вы найдете большой выбор разговоров на русском языке с субтитрами. Существует также видео с актерами на каждом разговоре и субтитры на испанском языке. Французский от начинающего до продвинутого: много образовательных видеороликов и разговоров на французском языке. Особенно подходит для начинающих.

  • Таким образом, вы можете читать вместе, слушая.
  • Конечно, испанский: вот несколько разговоров на испанском языке.
Также подходит простой видеоматериал на иностранном языке для обучения ваших.

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

Дополнительное видео позволяет легче понять, в чем дело, чем просто звук. Мультфильмы и другие детские программы также превосходны. Там вы можете искать видеоролики определенного языка. И вы также можете искать определенные субтитры. Изучая испанский язык, вы можете искать испанские видео с испанскими субтитрами. Если вы одновременно читаете и слышите одно и то же, вы можете лучше понять, о чем идет речь.

Получаете ли вы каналы из других стран своим получателем? Таким образом, вы также можете тренировать свои навыки слушания. Если вам повезет, вы найдете канал, где вы можете установить субтитры. Другая возможность - пойти в кино и посмотреть фильм в оригинальной версии. Во многих кинотеатрах всегда есть оригинальная версия очень популярных фильмов. Но есть также так называемые культурные кинотеатры, где показаны независимые фильмы.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор...слевый предпол…жение подск...чить соб. ..рательный г…ристый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена од­на и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..высил, пр..тушить р…зойтись, от…брать бе…шумный, во…петь

О...гибал, по...стеречь пр..чал, пр…возмочь

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Растра…ваться причудл…вый опрометч.. .вый устар.. .вать вздраг…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Разруш…нный отча..шься неумолка.. .мый выглаж...нный рассерд…шься

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Огромная по площади могущественная Римская империя, на терри­тории которой в наши дни находится более тридцати государств, (не)могла существовать без дорог.

Работа Юрия Кнорозова о расшифровке письменности майя была настолько впечатляющей, что молодому учёному присвоили звание (не)кандидата, а сразу доктора наук.

(Не)смотря на препоны, из века в век печатная книга набирала силу: типографские станки совершенствовались, а бумага дешевела.

(Не)выходя из дома, сегодня можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных зако­ном пособий и компенсаций.

На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки - настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места.

Древние римляне славились умением строить первоклассные доро­ги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА: часть дорожной сети, постро­енной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по пря­мому назначению вплоть до начала XX века!

Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не ката­пульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр.

Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагрева­ется (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобре­тении Дагера, которое было запатентова(3)о в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.

2) Городская интеллигенция и работники музеев приложили нема­ло усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.

3) Древний Городец известен не столько почтенным возрастом жи­телей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленни­ков сколько мастерами-ремесленниками.

4) Художники Городца на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцую­щих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.

5) Современную Красную площадь невозможно представить без яр­кого нарядного девятиглавого Покровского собора.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в сол­нечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Насыщенная деловая программа (1) в рамках (2) которой (3) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (4) по традиции сопровож­дала выставку компьютерной техники.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправ­ляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в де­ревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябин­ку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на кру­том заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных лис­точков и две мятые розетки ягод. (6)Посаженная во дворе, под окном, ря­бинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каж­дое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свири­стелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыска­ли, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останет­ся, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огоро­ду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розе­ток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая ря­бинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и на­кормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархат­ные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула вы­ходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - добле­стный хозяин - к тётке присоединился.

(ЗО)Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни кален­дулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участ­ком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, уви­дел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.

(ЗЗ)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и приволь­но.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (36)Пробовал посадить - одно лето поцветут, но уж не вольничают, само­севом нигде не всходят.

(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благо­дать всякую.

(По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 гг.) - российский писа­тель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1) Рассказчик с удовольствием сажает и выращивает на своей земле деревья, потому что они дарят красоту, дают корм птицам.

2) В своём деревенском огороде рассказчик сажает и выращивает только дикие растения, а не окультуренные, из питомников.

3) В огороде рассказчика растут разнообразные деревья, кустарни­ки, травы, среди которых рябина, калина, медуница.

4) Другое название календулы - лекарственные ноготки.

5) Медуница, в отличие от календулы, в огороде рассказчика хоро­шо размножается самосевом.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1) В предложении 2 изложена причина того, о чём говорится в предложении 3.

2) В предложениях 4-6 представлено рассуждение.

3) Предложение 21 содержит аргумент к высказанному в предло­жении 20 утверждению.

4) В предложениях 24-26 представлено рассуждение.

5) Предложение 30 включает описание.

22. Из предложений 34-35 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 28-33 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения

24. «Чувствуя душу растений, Виктор Астафьев стремится передать читателю своё восприятие природы. Речь писателя образна, эмо­циональна, насыщена разнообразными средствами выразительно­сти. Говоря о природе как о живой, подчёркивая её красоту, автор использует лексическое средство выразительности - (А)_______(«глаз не оторвать» в предложении 7), а также тропы: (Б) _________(«душа вещей», «душа растений» в предложении 20), (В)_________ («скорбная земля» в предложении 30). А говоря об отноше­нии человека к природе, автор использует такой троп, как (Г) ________(предложение 29)».

Список терминов:

2) сравнение

4) фразеологизм

6) противопоставление

7) метафоры

Часть А

А1. В каком слове верно выделена буква, обознача­ющая ударный гласный звук?

1) ерЕтик

4) красИвее

А2. В каком варианте ответа выделенное слово упот­реблено неверно ?

1) И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬ­НОСТЬ в принятии важных хозяйственных реше­ний.

2) Мария быстро УСВОИЛА в отношении кузена покровительственный тон.

3) В прихожей нас встретила опрятно одетая слу­жанка - БЕЗОТВЕТНАЯ женщина средних лет.

4) Нужно рассуждать, а не задавать прямолиней­ные, ЛОБОВЫЕ вопросы.

1) И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬ­НОСТЬ в принятии важных хозяйственных реше­ний.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятьюдесятью

2) с обоих сторон

3) лучше всех

2) с обоих сторон

А4. Укажите грамматически правильное продолже­ние предложения.

Устраивая по вечерам сольные концерты на кухне госпиталя,

1) у раненых улучшалось настроение.

2) актёру приходилось ежедневно обновлять репер­туар.

3) уходила тревога за однополчан и родных.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

4) юный разведчик зарабатывал порцию добавки.

А5. Укажите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Изучение биологических мембран натолкнуло учёных на мысль создать подобную промышлен­ную «технологию».

2) Созданы отличные условия не только для профес­сиональных спортсменов, а также для занимаю­щихся физкультурой горожан.

3) Летом 1955 года Хрущёв наносит визит в Белград и заявляет о снятии всех обвинений против Тито и Югославии.

4) Ученик у доски лепетал, что у него потеря памяти и катастрофическая нехватка витаминов.

2) Созданы отличные условия не только для профес­сиональных спортсменов, а также (НО И) для занимаю­щихся физкультурой горожан.

А6. В каком предложении придаточную часть слож­ноподчинённого предложения нельзя заменить обособ­ленным определением, выраженным причастным оборо­том?

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через ко­торый можно было подняться на чердак.

2) Из всей мебели диван был, пожалуй, единственной вещью, которая пришлась мне по сердцу.

3) Именно под Волоколамском Иван Александрович сделал для себя горькое открытие, которое потом долго мучило его.

4) Особенно увлёкся читательскими конференция­ми полковник Николай Михеевич, который жи­вёт в соседней квартире.

1) Дворник потащил ребят к чёрному ходу, через ко­торый можно было подняться на чердак.

Прочитайте текст и выполните задания А7 -А12.

(1)… (2)Так родились гипотезы о всемогущих при­шельцах, которые в прошлом прилетали к нам из кос­моса, чтобы что-нибудь построить. (3)И далее с убеж­дённостью колониальных чиновников XIX века со­временные апологеты пришельцев отчаянно грабят цивилизации Востока. (4)Страницы книг и кадры ки­нофильмов изобилуют заявлениями о том, что нашим предкам не под силу было воздвигнуть пирамиды Египта, отлить железную колонну в Дели и даже на­рисовать фрески Тассили. (5)Сила убеждения подоб­ных гипотез зиждется на том, что далеко не все знают, как же и когда в действительности был построен тот или иной храм или монумент. (6)… задумайтесь: при­верженцам пришельцев не приходит в голову припи­сать им строительство Эйфелевой башни или Московс­кого Кремля.

А7. Какое из приведённых ниже предложений долж­но быть первым в этом тексте?

1) За последние пять тысячелетий человечество соз­давало и строило много произведений искусства.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

3) В XXI веке вырос интерес к строительным техно­логиям наших предков.

4) Сегодня любители таинственного могут удовле­твориться джиннами и ведьмами.

2) Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предло­жении?

1) Несмотря на это,

4) Ведь

А9. Какое слово или сочетание слов является грам­матической основой в одном из предложений или в од­ной из частей сложного предложения текста?

1) построить (предложение 2)

2) грабят цивилизации (предложение 3)

3) знают (предложение 5)

4) построен храм [или] монумент (предложение 6)

1) построить (предложение 2)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложное с союзной сочинительной и подчини­тельной связью между частями

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

1) сложноподчинённое

А11. Укажите правильную морфологическую ха­рактеристику слова ПРОШЛОМ из второго (2) предло­жения текста.

1) прилагательное

2) существительное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие

2) существительное

А12. Укажите значение слова ЗИЖДЕТСЯ в предло­жении 5.

1) указывает

2) перестраивается

3) основывается

3) основывается

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква -Н-?

На столе было расставле(1)о так много цветов и столько наброса(2)о веток, что блюда с закусками и бу­тылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.

4) 1, 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безу­дарная проверяемая гласная корня?

1) др..блённый, разв..нтился, осв..домитель

2) сопров..ждать, юб..лей, ст..нционный

3) водор..сли, об..зательства, б..нкрот

4) в..стовой, щ..бетать, подп..реть

1) дрОблённый, развИнтился, освЕдомитель

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..восходит, пр..стиж, пр..сытиться

2) с..грать, пред..дущий, дез..нфекция

3) ра..дача, бе..вкусный, не..гинувший

4) в..ётся, неот..емлемый, в..ехавший

1) прЕвосходит, прЕстиж, прЕсытиться

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква -Ю-?

1) старики помн..т, горю..щий об утрате

2) странники мол..тся, чита..щий роман

3) та..щий снег, соседи смотр..т

4) ла..щий щенок, бойцы колебл..тся

4) лаЮщий щенок, бойцы колеблЮтся

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква -Е-?

А. послан..ц

Б. высаж..вать

В. бель..вой

Г. раска..вшийся

3) А, В

А18. В каком предложении -НЕ- со словом пишется раздельно?

1) Лица радистов (не)проницаемы, напрасно мы пы­таемся прочесть на них долгожданные новости.

2) Подтрунивал командир разведчиков над всеми, (не)взирая на чины и положение.

3) Мы (не)придавали игре большего значения, чем она стоила.

4) Детский сад был расположен совсем (не)далеко от нашего дома.

3) Мы (не) придавали игре большего значения, чем она стоила.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК(ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО)ВРЕМЕНА неполадок.

2) Лётчику казалось, что больно дышать (ОТ)ТОГО, что он не может сесть в самолёт, взлететь и там, (НА)ВЕРХУ, вздохнуть полной грудью.

3) Инга подняла (В)ВЕРХ руку и включила необыч­ной формы магнитофон - (ТОТ)ЧАС раздались вызывные гудки.

4) В кабинете было (ПО)УТРЕННЕМУ зябко, но форточка (ВСЁ)РАВНО оставалась чуть приот­крытой.

1) Излишняя опека и заботливость, когда работа идёт хорошо, ТАК (ЖЕ) вредна, как равнодушие (ВО) ВРЕМЕНА неполадок.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Я начал писать повесть () и мне хотелось уйти на время от напряжённой московской жизни.

1) Сложное предложение, перед союзом -И- запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом -И- нужна за­пятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом -И- нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом -И- запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом -И- нужна за­пятая.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запя­тые?

Пастух остановился на поворотной площадке (1) ос­торожно попробовав ногой грунт (2) и (3) схватившись рукой за кривое деревце (4) заглянул в обрыв.

4)1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запя­тые?

Теперь я бродил по улицам в надежде где-нибудь случайно встретить прекрасную незнакомку. Я доволь­но смутно представлял, что надо делать при встрече. Во-первых (1) думал я, надо (2) конечно (3) подойти, а потом уж, как только представится случай, предло­жить ей своё сердце и жизнь (4) разумеется (5) до самой гробовой доски.

4) 1, 2, 3, 4, 5

А23. Укажите предложение, в котором нужно поста­вить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Возле длинного углового здания сыщик остано­вился и вытащил из кармана бумажку.

2) Опять я ел борщ со сметаной и гречневую кашу и творог с молоком.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

4) На разминке он то поднимал руки вверх то присе­дал то выгибался.

3) Пешеходы кутались в платки и шарфы, прятали подбородки и носы в высоко поднятые воротники.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во время наших совместных прогулок капитан сра­зу же взял на себя все лёгкие траты: выпить воды, съесть мороженое, пройти в парк, а иногда и в кино.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в пер­вой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём го­ворится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На рассвете странник отправился к восточным во­ротам (1) через (2) которые (3) выходил бухарский ка­раван (4) и приветствовал старшего погонщика.

3)1, 4

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Барон помешал есаулу Семёнову обыскать мастерс­кую жестянщика (1) и (2) Семёнов искал повод (3) чтобы отомстить (4) если не самому Бергеру (5) то хотя бы его помощникам.

2) 1, 3, 5

А27. Прочитайте текст.

Принято различать два типа экономического рос­та: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают допол­нительные ресурсы; во втором - эффективность производства. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуров­не, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

В каком из приведённых ниже предложений верно пе­редана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Существуют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

2) При экстенсивном типе экономического роста источником роста производства выступают допол­нительные ресурсы; при интенсивном - эффек­тивность производства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (ис­точник роста - дополнительные ресурсы) и интен­сивный (источник роста - эффективность произ­водства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

4) Экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в мас­штабах всего общественного воспроизводства.

3) Два типа экономического роста: экстенсивный (ис­точник роста - дополнительные ресурсы) и интен­сивный (источник роста - эффективность произ­водства) проявляются на микро- и на макроуровнях.

Прочитайте текст и выполните задания А28 -АЗО; В1-В8.

— (1)Турбин, выйди из класса…

(2)0н встал, со стуком откинув крышку парты, и с не­проницаемым лицом медленно пошёл по проходу своей удивительной гордой походкой. (3)У самой двери он чуть повернул голову, и Кузя скорей почувствовала, а не уви­дела, как презрительная усмешка тронула его губы…

(4)Турбин ни на кого не был похож. (5)В классе его ува­жали и побаивались. (6)0н единственный называл её по имени. (7)Только для него она была не дурацкой Кузей, а Наташей или «милостивой государыней Натальей».

(8)Вчера Кузя и Макаркин на ледяных дорожках катка в Парке культуры «развлекались диким спосо­бом», как потом выразилась женщина-лейтенант в дет­ской комнате отделения милиции. (9)Натянули леску посреди дорожки парка и, засев в сугробе, следили, как мальчишки и девчонки падали и кувыркались на льду.

(10)Сегодня Кузя даже не могла объяснить, зачем они всё это затеяли. (11)Просто в обществе Макаркина Кузя шалела. (12)Он был другом её детства, с ним она пошла в младшую группу детского сада. (13)Их горшки всегда стояли рядом, как и шкафчики с одеждой, где красовались её клубничка и его груша. (14)Их родите­ли дружили семьями, и жили они на одной лестничной площадке.

(15)В детской комнате Кузя назвала свою фамилию и имя, номер телефона. (16)При ней состоялся разговор с отцом. (17)Отца Кузя очень любила, но знала отлично одно его свойство. (18)Обычно спокойный и тихий, он, выведенный из себя, становился белым как мел, и гнев его был страшен.

(19)Хладнокровный же Макаркин соврал, что теле­фона у него нет, а живёт он без отца, с одной мамой.

— (20)Ну что же, тогда придётся сообщить в школу…

— (21)Сообщайте, - пожал плечами Макаркин и подмигнул Кузе.

(22)В ответ на вопрос о его фамилии и имени Кузя с ужасом услышала:

— (23)Турбин Игорь, девятый «А», школа 556.

(24)Хотела закричать, чтобы он не смел, но не за­кричала. (25)Хотела вернуться в детскую комнату и признаться в макаркинском вранье, но не верну­лась…

(26)Макаркин был другом детства, а кто такой ей этот Турбин - просто новенький.

(27)Как только урок закончился, Кузя вылетела из класса. (28)Перед кабинетом директора было тихо. (29)Когда же дверь распахнулась и появилась строгая завуч, Кузя в одну секунду очутилась перед удивлён­ным директором и оторопевшей мамой Игоря.

— (З0)Что за выходки, Кузнецова? - раздался сза­ди голос завуча.

— (31)Это не выходки. (32)Игорь ни в чём не вино­ват. (ЗЗ)Это мы с Макаркиным…

(Е.Г. Маркова).

А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героини текста?

1) Наташа испугалась гнева отца.

2) Она решила поддержать Макаркина, так как он был другом детства.

3) Наташе было стыдно за ложь Макаркина, но она знала, что друзей предавать нельзя.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

4) Случай на катке стал для героини нравственной проверкой.

А29. Какое из перечисленных утверждений являет­ся ошибочным?

1) В предложениях 15-16 представлено повество­вание.

2) В предложении 2 содержатся элементы описания.

3) В 27-29 предложениях текста указаны происхо­дящие друг за другом события.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

4) 9 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 10 предложении.

АЗ0. В каком предложении употребляется фразео­логизм?

3) 18

Часть В

В1. Укажите способ образования слова УСМЕШКА (предложение 3).

суффиксальный

В2. Из предложений 8-9 выпишите производный предлог.

посреди

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосоче­тании ОТКИНУВ КРЫШКУ (предложение 2).

управление

В4. Среди предложений 18-31 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих пред­ложений.

В6. Среди предложений 2-13 найдите все сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяс­нительное. Напишите номера этих сложных предложений.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе вышеуказанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8. «История, рассказанная Е. Марковой, позволя­ет задуматься над серьёзными проблемами взаимоот­ношений между подростками. Отношение Наташи к «новенькому» автор передаёт с помощью такого тропа, как («удивительной, гордой походкой» в пред­ложении 2), а отношение к Макаркину - с помощью такого приёма, как _______ (предложения 13, 14) и такого лексического средства, как («шалела» в предложении 10). Несобственно-прямая речь и _______ (предложения 24-25) отражают мучитель­ные размышления героини ».

Список терминов:

1) просторечное слово

2) анафора

3) эмоционально-оценочные слова

5) эпитеты

6) метафоры

7) синтаксический параллелизм

8) сравнительный оборот

9) риторическое восклицание

5, 2, 1, 7

Часть С

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком.

Основная проблема: 1) Проблема подлого поведения. (Можно ли поз­волить себе подлость ради развлечения?) 2) Проблема дружбы. (Можно ли назвать Макар­кина настоящим другом Наташи?) 3) Проблема смелости. (Можно ли назвать посту­пок Макаркина смелым? Смела ли Наташа?) 4) Проблема чувства собственного достоинства. (В чём проявилось чувство собственного достоинс­тва Наташи?)
Позиция автора: 1) Поступок Макаркина по отношению к Турбину не простая шалость, а подлость. 2) Макаркина нельзя назвать настоящим другом Наташи, потому что он толкает её на сомнитель­ные поступки. 3) Поступок Макаркина нельзя назвать смелым, потому что он совершил подлость по отношению к своему однокласснику; смелость Наташи не в том, чтобы «развлекаться диким способом» с Макаркиным, а в признании своей вины. 4) Наташа проявила чувство собственного досто­инства, признавшись в выходке Макаркина.

1 Пример сочинения :

Автор сочинения поднимает очень непростую социальную проблему – проблему проверки внутренних моральных качеств личности. В жизни каждого человека рано или поздно возникает ситуация, когда он совершает какой-то проступок, что-то такое, за что бывает нестерпимо стыдно перед окружающими, и после чего остается неприятный осадок на душе. Именно в этот момент выявляется истинный характер человека.

Он может совершить какую-то подлость под влиянием чужих помыслов, с подачи инициативных и веселых «друзей», не вполне еще осознавая масштаб бедствия, не анализируя последствий, которыми может обернуться его поступок. Да, за то, что он участвовал в этом, он уже достоин осуждения. Но кто из нас не ошибался? Наверное, человек допускает ошибки для того, чтобы извлекать из них позитивные уроки, то есть осознавать и не повторять их в дальнейшем.

Главное, чтобы человек вовремя понял свою неправоту и не поддался соблазну свалить вину на другого, как это произошло с героем рассказа Макаркиным. А вот поступок Наташи свидетельствует не только о ее честности перед окружающими и перед самой собой, но и о большом мужестве. Ведь это очень непросто – заявить во всеуслышание о своей вине!.. Но промолчать о «дикой выходке» ее друга, было ниже ее достоинства.

Правы были наши предки, заявляя, что нет худа без добра. Можно с уверенностью утверждать, что в будущем Наташа все свои поступки будет тщательно взвешивать, думать не только о своих желаниях, но и о чувствах и интересах других людей, быть более разборчивой в выборе друзей, действовать с оглядкой на прошлый – печальный, но такой важный опыт.

2 Пример сочинения :

Все люди нуждаются друг в друге. Каждому человеку необходимо знать, что его любят, что его общество для кого-то необходимо. Каждая личность – отдельный необычный мир, раскрыть который можно лишь в общении. Дружба – неотъемлемая составляющая жизни человека. Именно дружба делает ее полноценной и богатой, потому что друзья украшают самые серые будни.

В данном рассказе дан яркий пример дружеских отношений и проблем, которыми она может сопровождаться. Автор показал несколько трудностей, с которыми могут столкнуться друзья. Одной из них является проблема подлого поведения. В тексте показано, что дети плохо вели себя по отношению к окружающим. Для них это стало развлечением, но именно оно привело к негативным последствиям. Подлые поступки вовсе не украшают человека, что очень важно объяснить детям.

Автор показывает также проблему смелости и критериев ее оценки. Вместе с этой проблемой поднята еще одна: проблема чувства собственного достоинства. О наличии этих проблем свидетельствует поведение главных героев.

Понравилась статья? Поделитесь ей