Контакты

Какие бывают разбор слова примеры. Памятка "грамматические разборы"

Урок 168

Тема. Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения.

Урок 167

Цель: закрепить пунктуационные навыки учеников, навыки синтаксического разбора.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы, определите функции знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения: В диску(с, сс)и... посв...ще(н, нн)ойрешению важной проблемы, уча...ствовали (уч...ные)г...нетики, эксперты, специалисты в обл...сти мед...ц...ны.

Комментарий. Выделительные запятые стоят при причастном обороте, разделительные - обозначают границы между однородными членами предложения.

В дискуссии, посвященной решению важной проблемы, участвовали ученые-генетики, эксперты, специалисты в области медицины.

П. Проверка домашнего задания

Упражнение 459: проверка по цепочке.

III. Повторение темы «Пунктуация»

1. Беседа по вопросам с. 203.

2. Пунктуационный разбор предложения упражнения 459. «Сенька, хорошо?» - спрашивал он.

Комментарий. Знак завершения предложения - точка. Отделительный вопросительный знак в конце прямой речи. Выделительные двойные кавычки при прямой речи. Выделительное тире при прямой речи. Выделительная запятая при обращении.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 461: выразительное чтение, устное объяснение орфограмм и пунктограмм.

2. Упражнение 462: комментированное письмо.

3. Упражнение 463: самостоятельная работа.

V. Консультации учителя

Домашнее задание

1. Упражнение 464.

2. Подготовка к контрольному диктанту.

Цель: рассмотреть различные виды разбора, патриотическое воспитание.

Ход урока

Пособие состоит из семи разделов.

1. Фонетический разбор.

2. Морфемный и словообразовательный разборы.

3. Морфологический разбор.

4. Синтаксический разбор.

5. Лексический разбор.

6. Орфографический разбор.

7. Пунктуационный разбор.

пособия убеждена в том, что виды разбора в школе носят практическую

направленность, помогают ребятам стать грамотными, а сами «задания с

цифрами» не утяжеляют учебный материал, а помогают формированию

орфографической и пунктуационной зоркости у школьников.

Все разделы

пособия построены по единому принципу: дается толкование вида разбора,

теоретические сведения, план выполнения разбора, образцы, кроме того,

примечания и приложения (например, как выполнять работу над ошибками).

Все это имеет безусловную ценность для учащихся, так как избавляет их от


необходимости ведения справочной тетради.

Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные - безударные,

какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

звонкие, глухие (парные, не парные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

о-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб"ил"йт"]

[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д"]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б"] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п"]);обозначен буквой «б»;

[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л"] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] - гласный, ударный; обозначен буквой «и»; [т"] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д"]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Порядок морфемного разбора

Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.

Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы

Выделить основу.

В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск- .

Корень город- .

Словообразовательный суффикс –ск- .

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

(По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море; н.ф. - море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.; обстоятельство.

Морфологический разбор глагола

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2.Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф. - работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б)

краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число,

в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…

Светлей (струя)- им. прилаг., обозначает признак предмета, струя (какова?) светлей; н.ф.– светлый, качеств., в сравнит. степ. ср.; сказуемое.

Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой; н.ф. - золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.; определение.

Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное

или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или

количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль (чаще вместе с существительным, к которому относится).

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять; н.ф. - десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.; дополнение.

Морфологический разбор наречия

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

Порывисто – наречие, обозначает признак действия, дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.; обстоятельство.

Морфологический разбор причастия

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд.

прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш- (ая); н.ф. - остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.; определение.

Окутана - особая форма глагола – причастие, (какова?) окутана, окутанная – окутать+ -нн- (ая); н.ф. – окутанный, страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; в краткой форме, в ед. ч., ж. р.; сказуемое.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

Окутывая - особая форма глагола – деепричастие, (как? что делая?) окутывая, окутывать + -я- ; несов. в., невозвр., неизмен.; обстоятельство.

Морфологический разбор предлога

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались встревоженные галки.

Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный,

противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный

(вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения; подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

И – частица, вносит дополнительное значение усиления, модальная, усиление, неизменяемая.

Не – частица, служит для выражения отрицания, модальная, отрицание, неизменяемая.

Cинтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5.Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены

(сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены,

относящиеся к ним).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).

двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа - костер светит. Подлежащее выражено

относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.

Схема предложения:

В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое,

двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным

согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Грамматическая основа - сады пахнут. Подлежащее выражено

существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное,

выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему

относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.

Схема предложения:

В конце данного повествовательного предложения ставится точка;

запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит

перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в

предложении другими словами.

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных

(союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного

предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное,

предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой

интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе - оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения - лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения - оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром

за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты

оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное,

сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных

между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что.

В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения:

первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B

Лексический разбор слова

Лексический

разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского

языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его

лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5)

происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной

лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических

связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора

для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного

Лексический разбор слова должен

проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря,

словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря

русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Орфографический разбор

Орфографический

разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При

выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово,

данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место

орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При

необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную

орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош...(н,нн)ая тр...ва лежит ровными р...дами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего

времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что

сделать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;

суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить,

Еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный;

увидеть - увиденный, сберечь - сбережённый.

Трава, рядами - безударная проверяемая

гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами -

ряд; вода - воды, леса - лес.

Фонетический разбор слова

  1. Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
  2. Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
  3. Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

Мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

Образец разбора:

ёж – 1 слог

ё - [й , ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

[о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова

  1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
  2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
  3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
  4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
  5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

Образец разбора.

Задремали звёзды золотые.

  1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
  2. Перен.знач. – олицетворение.
  3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
  4. Нейтр.
  5. Исконно русское.

Словообразовательный разбор слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
  3. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
  4. Составить словообразовательную цепочку слова.

Образец разбора:

холодноватый

  1. Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
  2. Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

Холодный← холод

Холод- - корень.

Итак: холод → холодный → холодноватый.

Орфографический разбор слова.

разлетелись

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

подложенного

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I . Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II . Постоянные признаки:

Собственное или нарицательное,

  1. одушевлённое или неодушевлённое,
  2. род,
  3. склонение.

Непостоянные признаки:

  1. число,
  2. падеж.

III.

Учится в школе

I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

Нач.ф. – школа

II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Общее грамматическое значение (признак предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II. Постоянные признаки:

Качественное, относительное или притяжательное.

Непостоянные признаки:

  1. полная или краткая форма, только у качественных
  2. степень сравнения прилагательных
  3. число,
  4. род (в единственном числе),
  5. падеж (в полной форме)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Приехал в бабушкин дом

I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

По принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II. Пост.пр.: притяж.

Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I . Общее грамматическое значение (действие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II. Постоянные признаки:

  1. возвратный(ся) или невозвратный
  2. вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
  3. переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
  4. спряжение

Непостоянные признаки:

Изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

Для изъявительного:

  1. время (настоящее, прошедшее, будущее)
  2. число
  3. лицо(для настоящего и будущего простого времени)
  4. род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

  1. число

Для сослагательного:

  1. число

III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

Солнце стояло высоко.

I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

Нач.ф.: что делать? стоять

II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор причастия

I . Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?

Что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

  1. действительное или страдательное
  2. возвратное(ся) или невозвратное
  3. время (настоящее или прошедшее)

Непостоянные признаки:

  1. полная или краткая форма (у страдательных причастий)
  2. число
  3. род (только в единственном числе)
  4. падеж (у полных причастий)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Поля уже сжаты.

I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию

Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать

II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.

Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.

III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

Морфологический разбор деепричастия

I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)

Начальная форма: от какого глагола образовано

II. Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость

Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.

I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие

Нач.ф.: образовано от глагола – стараться

II. Пост.пр.: несов.вид

Непост.пр.: неизмен.

Морфологический разбор имени числительного

I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)

Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?

II. Постоянные признаки:

  1. количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
  2. простое, сложное или составное

Непостоянные признаки:

  1. падеж
  2. число
  3. род если есть

В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.

I. Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов

Нач.ф.: сто восемьдесят

II. Пост.пр.: колич., целое, составное

Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет

III. В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,

Не называя их)

Начальная форма (именительный падеж)

II. Постоянные признаки:

  1. разряд по значению (у личных – лицо)

Непостоянные признаки:

  1. число (если есть)
  2. род (если есть)
  3. падеж

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Мне пятнадцать лет.

I. Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо

Нач.ф.: кто? я

II. Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число

Непост.пр.: в д.п.

III. В предложении является косвенным дополнением.

Морфологический разбор наречия

I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)

Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)

II. Постоянные признаки:

  1. группа по значению

Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Коля прыгнул выше.

I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия

Нач.ф.: высоко

II. Пост.пр.: образа действия

Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор слов категории состояния

I. Общее грамматическое значение (состояние)

Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения

II. Постоянные признаки:

  1. разряд по значению

Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

На улице очень светло.

I. На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние

II. Пост.пр.: состояние природы

Непост.пр.: неизм.

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор предлога

  1. разряд по значению
  2. простой или составной
  3. с каким падежом употребляется
  4. неизменяемое слово

III. Каким членом предложения является.

По небу метались встревоженные галки.

I. По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались

II. Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово

III. Не член предложения.

Морфологический разбор союза

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
  2. простой или составной
  3. производный или непроизводный
  4. одиночный или повторяющийся
  5. неизменяемость

III. Каким членом предложения является

Звёзды меркнут и гаснут.

I. И – союз, связывает однородные члены предложения

II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.

III. Не член предложения.

Морфологический разбор частицы

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
  2. группа по значению (у модальных)
  3. простая или составная
  4. производная или непроизводная
  5. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

Даже цветы на родине пахнут по-иному.

I. Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы

II. Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.

III. Не член предложения.

Морфологический разбор междометий

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. группа по значению
  2. производное или непроизводное
  3. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

Ба! Знакомые всё лица.

I. Ба – междометие, выражает чувство

II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.

III. Не член предложения.

Синтаксический разбор словосочетания

  1. Вычленить словосочетание из предложения.
  2. Указать главное и зависимое слово.
  3. Определить, чем выражены слова.
  4. Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
  5. Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)

Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)

Глаг. нар.

Синтаксический разбор простого предложения

  1. Найти грамматическую основу предложения.
  2. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
  3. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  4. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
  5. Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
  6. Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
  7. Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
  8. Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

  1. Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
  2. Составить схему предложения с прямой речью.
  3. Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
  4. Объяснить постановку знаков препинания.

Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).

Синтаксический разбор сложного предложения

  1. Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
  2. Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
  3. Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
  4. Составить схему предложения.
  5. Объяснить постановку знаков препинания.
  6. Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.

Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)

Члены предложения

член предложения

отвечает на вопрос

что обозначает

чем выражен

графическое обозначение

подлежащее

кто? что?

и.п.

предмет

существительным,

местоимением,

словосочетанием,

нач.формой глагола

_______

сказуемое

что делать?

каков?

что такое?

кто такой?

действие предмета

глаголом,

существительным,

прилагательным,

причастием,

числительным

________

________

определение

какой?

чей?

признак предмета

прилагательным,

местоимением,

числительным,

причастием,

причастным оборотом

дополнение

на вопросы

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

предмет

существительным,

местоимением,

числительным,

начальной формой глагола

_ _ _ _ _ _ _

обстоятельство

как? когда?

куда? откуда?

почему? где?

зачем? насколько?

при каком условии?

признак действия, признак предмета

наречием,

существительным с предлогом,

деепричастием,

деепричастным оборотом

_ . _ . _ . _

Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)

  1. Дать толкование указанных слов;
  2. Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов;
  3. Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов;
  4. Привести синонимы, антонимы к указанным словам;
  5. Найти в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дать их толкование;
  6. Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы;
  7. Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте.

Порядок лингвистического разбора текста

  1. Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
  2. Указать средства связи между частями текста;
  3. Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
  4. Выделить микротемы, составить план;
  5. Определить тип речи, стиль, жанр;
  6. Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.

Порядок литературоведческого анализа художественного текста

  1. Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
  2. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
  3. Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
  4. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
  5. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

Порядок литературоведческого анализа лирического текста

(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)

  1. Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
  2. Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
  3. Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
  4. Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
  5. Указать особенности рифм;
  6. Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
  7. Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.

    Например:

    Рис - 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

    Р - [р"] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный

    И - [и] - гласный, ударный

    С - [с] - согласный, твердый парный, глухой парный

    3б., 3 зв. [ р"ис ]

    2. Морфемный разбор

    3. Морфологический разбор

    І. Начальная форма (вопрос)

    ІV. Роль в предложении.

    По траве - (по чему? где?), имя существительное

    І. Начальная форма - что? трава

    ІІ. Постоянные признаки - 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

    ІІІ. Непостоянные признаки - ед.ч., Д.П.

    Кричит - (что делает?) глагол

    І. Начальная форма - (что делать?) кричать

    ІІ. Постоянные признаки - ІІ спр.

    ІІІ. Непостоянные признаки - наст. вр., ед.ч., 3 лицо

    ІV. ______________

    По голубому (морю) - (по какому) имя прилагательное

    І. Начальная форма - какой? голубой

    ІІ. Постоянные признаки -

    ІІІ. Непостоянные признаки - ср.р., ед.ч., Д.п.

    За мной - (за кем?) личное местоимение

    І. Начальная форма - Я

    ІІІ. Непостоянные признаки - Тв.п.

    ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

    4. Синтаксический разбор

  • По членам предложения;
  • Указать части речи над каждым словом, кроме предлога?, союза О, частицы
  • Показать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
  • Составить схему (развернутая) или пунктограмму
  • Дать характеристику предложения

Простое

  1. по цели высказывания
  2. по интонации

Сложное (составное)

  1. по цели высказывания
  2. по интонации
  3. по количеству грамматических основ

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Грамматические разборы" »

1. Фонетический разбор

    Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;

    Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;

    Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);

Например:

Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

Р - [р"] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный

И - [и] – гласный, ударный

С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный

3б., 3 зв. [ р"ис ]

2. Морфемный разбор

3. Морфологический разбор

І. Начальная форма (вопрос)

ІІ. Постоянные (грамматические) признаки

ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки

ІV. Роль в предложении.

По траве – (по чему? где?), имя существительное

І. Начальная форма – что? трава

ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

Кричит – (что делает?) глагол

І. Начальная форма – (что делать?) кричать

ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.

ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо

ІV. ______________

По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное

І. Начальная форма – какой? голубой

ІІ. Постоянные признаки -

ІІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.

За мной – (за кем?) личное местоимение

І. Начальная форма - Я

ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.

ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

4. Синтаксический разбор

Простое

    по цели высказывания

    по интонации

    по наличию второстепенных членов

    по количеству грамматических основ

Сложное (составное)

    по цели высказывания

    по интонации

    по количеству грамматических основ

5. Пунктуационный разбор предложения

Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)

1. Фонетический разбор

2. Разбор слова по составу (морфемный разбор)

3. Морфологический разбор существительного.

4. Морфологический разбор прилагетельного.

5. Морфологический разбор глагола.

6. Морфологический разбор наречия.

7. Синтаксический разбор простого предложения.

8. Синтаксический разбор сложного предложения.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные .
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо! », но звуки [ч"], [щ"] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч"ащ"а], часы [ч"асы].
Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м"ата], тёрка [т"орка], мюсли [м"усл"и], мел [м"эл], лес [л"эс], жир [жыр], ширь [шыр"], цифра [цыфра].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е ], [ё ], [ю ], [я ] не существует .
[й"] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Л, М, Н, Р, Й - всегда звонкие.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.
Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.
Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
Ж, Ш,Ч, Щ - шипящие.

Морфологический разбор существительного

План разбор имени существительного:

I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II. Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…

Золотой (луч)- им. прилаг., н.ф.- золотой

2. ед. ч., муж. р.

3. Луч (какой?)золотой (подчеркиваем волнистой линией)

Морфологический разбор глагола

План разбора

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив).
вид (совершенный, несовершенный);
время;
число;
лицо (в настоящем, будущем времени);
род (в единственном числе прошедшего времени).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образец разбора

Любишь - глагол; Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
несовершенный вид;
II спряжение.
настоящее время;
единственное число;
2-го лицо.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Понравилась статья? Поделитесь ей